8 800 775 0000

Единый информационно-
сервсиный центр




ЭКСПРЕСС КОЛЬЦОВО


Автор: ЖД вы будете уже работать?
Дата: 30 ноября 2012 02:55
Сегодня 30.11.2012 ехал на э/п "Экспресс Кольцово", температура воздуха в салоне вагона не превышала 7 градусов. Контролеры измеряли ее термометром при свидетелях, о чем они (свидетели) расписались в журнале. Изо рта шел пар. А на уровне пола и того ниже - ноги сильно мерзнут, обогреватели не греют. Кроме того, машинист поезда периодически не доезжает до отметки "Остановка первого вагона", людям приходится бежать чтобы успеть заскочить в первую открытую дверь. На этом коротком промежутке - 2 раза проверили билеты. Вы считаете, что одного раза недостаточно? В связи с чем, адресую вам следующие вопросы:
1. Почему такая "повышенная комфортность" столько стоит? При всего четырех рейсах в день.....
2. Что же делается в простых электричках?
  • –1

Дата: 30 ноября 2012 07:11
Так-то в Кольцово ходит не экспресс и не повышенная комфортность, а обычная "зелёная"...

Насчёт "холодно" - сейчас придёт ts и напишет, что так и должно быть :)
  • –3

Автор: ЖД вы будете уже работать?
Дата: 30 ноября 2012 08:06
Цитата:

от пользователя: IAGSoft

Так-то в Кольцово ходит не экспресс и не повышенная комфортность, а обычная "зелёная"...

Что-то я не замечал в других пригородных электричках индивидуальные мягкие кресла со столиками и откидывающимися спинками, подголовники и т.д. И здесь же в расписании она называется Экспресс.
Возможно вы имеете ввиду Каменскую электричку, это другое, она идет в поселок, не доходит до аэропорта.
  • –2

Автор: ЖД вы будете уже работать?
Дата: 30 ноября 2012 08:10
Цитата:

от пользователя: IAGSoft

Насчёт "холодно" - сейчас придёт ts и напишет, что так и должно быть :)

Насчет "холодно" написано в каждом вагоне. Температура воздуха в салоне вагона при уличной температуре -22-30 должна быть не ниже 16-20 градусов. А кто такой ts и что он думает по этому поводу мне не интересно.
  • –1

Дата: 30 ноября 2012 18:03
Цитата:

от пользователя: ЖД вы будете уже работать?
Сегодня 30.11.2012 ехал на э/п "Экспресс Кольцово", температура воздуха в салоне вагона не превышала 7 градусов.
Это нарушение.
И с этим будут разбираться/
Только большая просьба. Когда вы говорите про нарушение (замечание, пожелание, благодарность, соответсвие или несоответсвие чему-либо), будьте добры указать не только дату, но и номер поезда а так же желательно время. Очень поможет указание вами номера вагона. Ибо внепланово проверить систему отопления всех 6 вагонов (составность большинства электричек) - это на четверть смены парализовать основную работу (отвлечь работников от выполнения плановой работы по техническому обслуживанию электропоездов, заходящих каждые 2 часа в цех.
Потому что за одни сутки менются локомотивные бригады, бригады кассиров, а так же может поменяться состав.
Не все кристально чистые люди. Один перед посадкой забыл заранее включить отопление. Другая делает "кривые" замеры", думая, что чем меньше напишет, тем погорячее потом сделают.
Таких немного, но они есть.
Бывает утром ходил один состав, потом зашел в депо и на вечер выходит уже другой состав. Какую машину проверять-то при этом.
По результатам замера не делают теплее или холоднее (по желанию). По результатам замера проиводят проверку системы отопления (с применением точных измерительных приборов) на наличие неисправности и в случае ее нахождения - устраняют.
Обычно вопросы типа: я ехал такого-то числа и там было то-то и так-то не рассматриваются.
Рассматривается факт по конкретному номеру поезда. Ибо нет поезда - нет предмета разговора.
Я тут нахожусь как частное лицо. Соответсвенно никакого расследования я тут производить не могу и не хочу(хватает того, что на работе есть).
Но для Вас сделаю исключение. Один раз в порядке исключения посмотрю что там творилось с кольцовским экспрессом 30.11.2012
Уверяю Вас, что у меня в таких случаях абсолютно нет предубеждений занимать чью-нибудь сторону, ибо это вредит конечной цели - исправной выдаче подвижного составапод посадку пассажиров.
Сделать проверку за все сутки 30.11.2012 - на это уйдет очень много времени. Посему прошу указать номер поезда и желательно время проведенных замеров.
Цитата:

Контролеры измеряли ее термометром
абсолютно верные действия кассиров.
Цитата:

1. Почему такая "повышенная комфортность" столько стоит?
Электропоезд Экспресс Кольцово не является поездом повышенной комфортности.
Цитата:

2. Что же делается в простых электричках?
1»Экспресс кольцово» - такая же простая электричка и ничем не отличается
2. При исправной системе автоматики температура примерно18-20С без движения и 15-17С в движении.
При отказе системы отопления вагон может уйти как в охлаждение так и в перегрев.

Замеры которые производят на линии сделаны не ради того, чтобы кому-то что-то показать.
На само деле – результаты замеров машинисты привозят в депо и по их результатам вычисляется неисправность отопления того или иного вагона или системы автоматики.

Цитата:

от пользователя: ЖД вы будете уже работать?
Насчет "холодно" написано в каждом вагоне. Температура воздуха в салоне вагона при уличной температуре -22-30 должна быть не ниже 16-20 градусов. А кто такой ts и что он думает по этому поводу мне не интересно.
Да я и не призываю ВАС знать, кто такой ts http://www.svrpk.ru/forums/9/535/427/ , и что он там думает.
Вот только насчет 16-20 градусов врать не надо, и вводить в заблуждение других, выкладывая в средства СМИ (коим является данный сайт) несуществующие, придуманные вами нормы "не ниже 16-22С":
"САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03"
6.1.1. Мотор-вагонный подвижной состав (МВПС) - это моторные и прицепные вагоны, из которых формируются мотор-вагонные поезда (электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы)), предназначенные для перевозки пассажиров.
6.1.2. Моторвагонные поезда используются для перевозки пассажиров в городском, пригородном и дальнем сообщениях.
Городское сообщение - перевозка пассажиров на расстояние до 60 км в транспортных системах крупных городов.
ПРИГОРОДНОЕ СООБЩЕНИЕ - перевозка пассажиров на расстояние до 200 км.
Дальнее сообщение - перевозка пассажиров на расстояние свыше 200 км.

6.8.3. В пассажирских салонах дизель- и электропоездов ПРИГОРОДНОГО СООЩЕНИЯ сообщения температура воздуха в зимнее и переходное время года должна быть в пределах 11 - 15 град. С (по ходу поезда при закрытых дверях и окнах)
  • +1

Дата: 30 ноября 2012 18:10
Цитата:

от пользователя: IAGSoft
Так-то в Кольцово ходит не экспресс и не повышенная комфортность, а обычная "зелёная"...
Так-то на Аэропорт давно уже ходит не обычная "зеленая", а красная ЭД4МК-90/106 с вагонами классности.
Отстали от ритма современности, уважаемый :)
Цитата:

от пользователя: IAGSoft
Насчёт "холодно" - сейчас придёт ts и напишет, что так и должно быть :)
Ублюдствовать не надо.
Я нигде и никогда не писал что должно быть 7 град.
Я никогда не говорил, что должно быть "холодно" либо "горячо". Эти слова - психофизическое восприятие объективного фактора воздушной среды - температуры.
Обективный фактор (температура) по разному субъективно вопринимается различными людьми. Даже один и тот же человек в разное время вопринимает по разному одну и ту же температуру. Зависит даже от настроения.
Ранее я уже писал (отвечая на один из вопросов) - были жалобы на то, что в вагоне ХОЛОДНО (при этом на улице было плюс 24С). Соответсвенно в составе ну никак не меньше.
Были так же жалобы на то, что плюс 16 это жарко.
Посему мы не оперируем более и не рассматриваем фразу "холодно", "жарко" как признак неисправности системы отопления.
Учитывая, что мнение каждого человека отличается от другого, и требования очень разнятся - с этой целью и имеется определенный, установленный не нами а федеральным законом санитарно-гигиенический норматив (отплюс 11 до плюс 15).
Если найдете мою цитату, что "должно быть 7 град", то извинюсь.
Ну а до этого времени вы - "нехороший человек"
  • +3

Дата: 30 ноября 2012 18:14
Цитата:

от пользователя: ЖД вы будете уже работать?
Что-то я не замечал в других пригородных электричках индивидуальные мягкие кресла со столиками и откидывающимися спинками, подголовники и т.д. И здесь же в расписании она называется Экспресс.
Возможно вы имеете ввиду Каменскую электричку, это другое, она идет в поселок, не доходит до аэропорта.
Здесь: http://www.svrpk.ru/forums/6/528/717/ уже писали причины по которым отправили электричку с мягкими креслам на аэропорт.
Но в сущности 6036 - это пригородный электропоезд со всеми требованиями. а не 840 дальний электропоезд с совершенно иными требованиями.
  • +1

Дата: 02 декабря 2012 14:00
Как я Вам и обещал, расскажу о возникшей ситуации (делаю единственный раз. Причину указал выше).
Для начала рассмотрим работу автоматики поддержания температуры вагона.
Для понимания следует уяснить:
1) для всех проведенных замеров имеется погрешность плюс-минус полтора градуса (паспортная погрешность приборов измерения, выдаваемых кассирам).
2) Температура подаваемого с потолка воздуха поддерживается в циклическом режиме нагрев-охлаждение. Для вагонов ЭД4МК настройки датчиков мы делаем от плюс 20 до плюс 22.
3) Температура включения и отключения печей на нагрев для вагонов ЭД4МК соответственно от плюс 19 до плюс 21
4) С учетом вышесказанного при стоянке электропоезда температура в вагоне поддерживается в циклическом режиме нагрев/охлаждение, а так же учитывая инертность электронагревательных приборов ТЭН калориферов и печей от 18 до плюс 24 (нагреваясь и охлаждаясь и так далее циклически) плюс-минус один градус-разброс настройки датчиков.. Примерно через час температура «устаканивается» в диапазон от плюс 20 до плюс 22 и не зависит от температуры окружающего воздуха. То есть при низкой температуре наружного воздуха циклы нагрева будут чаще, а средняя температура в салоне останется одной и той же – температурой на которую настроены термодатчики. Автоматика стремиться выровнять температуру вагона к температуре датчика.
5) При движении происходит «выдувание вагона» и средняя температура в вагоне сдвигается к нижнему пределу настройки датчика. То есть при движении на скорости происходит может происходить понижение температуры на 1-2 градуса.
6) Так же при снижении температуры окружающего воздуха при разгоне электропоезда происходит первоначальный провал температуры дополнительно на 1-2 град, который автоматика парирует увеличением цикла нагрева. Электроника реагирует моментально.
Провал обусловлен тепловой инертностью ТЭНов печей и калориферов.
То есть если допустим при движении в следствии выдувания пошло понижение температуры в салоне со скоростью (а она зависит от скорости движения и от того, насколько низкая температура за бортом) 0,1-0,2 град/мин, а ТЭНам печей чтобы стать теплыми надо примерно 2 мин, чтобы почувствовать от них хоть что-то – минут 5, а чтобы получить от них отдачу – минут 20, то вследствие тепловой инертности печей, минут на 5-7 может произойти дополнительный провал температуры еще на 1-2 град (пока теплоотдача все более разогреваемых печей на компенсирует потери от выдувания).
Таким образом, разница между температурой стоящего вагона и циклическим понижением температуры с учетом всех поправок (но не учитывая цигличность нагрев/охлаждение и порешность термометров) может быть 3-4 град.
Настройки автоматики рассчитаны таким образом, чтобы с учетом всех поправок и всех возникающих эффектов, температура даже в нижнем достигнутом значении не вышла за рамки санитарных правил.
Мы стараемся сделать настройки поболее. Предел для нас – температурная планка выше которой начинаются проблемы с техникой (отказы в работе). Это что касается скоростных поездов (там где есть проводники)
Для электропоездов общего графика проблема верхнего предела в конфликте техники с открытием форточек пассажирами (в осеннее-весенне-летний период), когда при средней температуре на улице плюс16-плюс18 начинается массовое открытие форточек пассажирами.
Т.к. работа автоматики поддержания температуры несовместима с открытыми форточками, то настройки датчиков температуру там ниже по сравнению со скоростными электричками и составляют от 15 до 17 град (на скоростных от 19 до 21).
Поэтому поднять настройки температуры выше не получается - техника "встает на дыбы" при открытиии форточек.
Завод эту проблему даже не решал. При заводских настройках (от плюс 12 до плюс 14) проблемы даже не возникало. при этой температуре никто никакие форточки никогда не открывает.
Мы же, подняв настройки температуры, заимели вот такие ранее не прогнозируемые проблемы. Так что уперлись на общем графике, как ни странно звучит именно в пассажиров.
Со скоростными проблем с форточками не возникает, потому что проводники «получат по шапке», если до температуры отключения печей разрешать открывать форточки. По крайне мере они за ними следят, и стараются закрывать их назад.

Теперь о нормативах САНПиН.
Температура воздуха (измеренная на высоте 1500 мм от пола) в салонах ПРИГОРОДНЫХ поездов в зимний и переходной период должна составлять от плюс 11 до плюс 15 по ходу движения при закрытых дверях и окнах.

На Аэропорт отдали ЭД4МК, которая была настроена под СКОРОСТНОЙ ПРИГОРОДНЫЙ поезд.
Для скоростных пригородных поездов имеются отличные от пригородных поездов нормативы.
Так, для СКОРОСТНОГО ПРИГОРОДНОГО поезда температура воздуха в салоне должна состалять:
- От плюс14С до плюс 18С (при температуре наружного воздуха ниже плюс 10С)
- От плюс16С до плюс 24С (при температуре наружного воздуха выше плюс 10С).

Следовательно, температура в ЭД4МК (та, которая ходит на Аэропорт) намного превышает требования, предъявляемых к ПРИГОРОДНОМУ поезду, коим является Аэропортовская электричка.
ЕСли говорить строго - то она нарушает температурный режим (превышение верхнего допустимого предела 15С)

Предисловие окончено.

Далее смотрим «судьбу» электропоезда, некоторые юридические комметарии по поводу проезда пассажиров в вагоне а так же пояснение по техническим причинам отказа.

Первое. Акт замера данного электропоезда. 21.11.2012 Видим температуру в вагонах. Она одинаковая (напомню – температура в вагоне меняется циклически в пределах 3-4 град вследствие работы системы отопления. Нагрев-отключение нагрева и т.д.). Неодинаковая – это когда разница превышает 5 и более град.
Ремарка: Фамилии и росписи кассиров и машинистов замазаны, т.к. во-первых показ их тут без их разрешения неэтичен, а во вторых, их данные как работников, охраняются статьей Трудового Кодекса о защите персональных данных работника.
Есть случаи, когда вы вправе знать фамилию обслуживающего Вас работника – с этой целью они носят бэйджи.
Да и в принципе в нашем случае фамилии неинтересны (они каждый раз разные). Нам более интересен конкретный вагон и конкретный состав..



Следующий акт замера 25.11.2012
Ситуация та же. Вагоны одинаковы. Температура та же (с учетом погрешности плюс-минус 1,5 град выдаваемых кассирам приборов)



Следующий акт замера 28.11.2012
Ситуация та же. Вагоны одинаковы. Температура ниже на 1-2 град. Сказывается понижение температуры окружающего воздуха а так же все та же погрешность.



Следующий акт замера 29.11.2012
Ситуация та же. Но. 29 произошло резкое понижение температуры воздуха Но вагоны все равно одинаковы. Температура в требуемых рамках



Следующий замер. 30.11.2012 время 20:00 поезд 6042.
Происходи отключение калориферов вследствие выплавления противопожарной защитной заклепки.
Я уже выше писал, что поднятие нами настроек температуры не может происходить на сколь угодный уровень. При работе калориферов температура в месте установки заклепок при штатных настройках вагона скоростного поезда может доходить до 90-100С. Это происходит в момент, когда по приезду в депо машинист отключает отопление, прекращается вращение вентилятора и обдув ТЭНов. Ничем не обдуваемые ТЭНы несколько минут отдают накопившийся жар окружающим элементам калориферного канала.
К сожалению завод не предусмотрел ничего, чтобы на пару минут автоматически оставить обдув ТЭНов после выключения отопления.
При измененных настройках (поднятии нами температуры) температура в данной точке доходит до 110-120С.
А противопожарная защитная заклепка рассчитана на температуру 123С, выше которой она выплавляется, отключая калориферы.
Что и произошло в данном случае. Небольшое превышение – и привет.
При этом (это «маленькая подлость» схемы) никакой неисправности не выявляется. То есть до самых последних минут все работало нормально и соответственно записи в бортовом журнале машинист не напишет. Заклепка выплавилась уже после отключения отопления при заходе в депо.
Далее машина ставится в депо днем на ТО (где все отопление находится в отключенном состоянии.
После ТО машина выходит сразу же в рейс, где и выясняется по прошествии некоторого времени, что вагон греется не так, как остальные, а с сильным отличием по температуре.
Наглядно видна разница между вагонами( 09001, 09002, 10601) которые нагреваются совместной работой печного и калориферного отопления в автоматическом режиме и вагоном (10602), в котором работает только печное отопление при неработающем калориферном отоплении.

Кстати. Сделаю обещанную юридическую ремарку. Согласно информации полученной от кассиров, после того, как они выявили понижение температуры, пассажирам было предложено перейти в остальные исправные вагоны. Данные действия кассиров являются абсолютно верными, а пассажиры считаются надлежаще информированными о возможности проезда в других вагонах данного электропоезда с соблюдением всех санитарных норм.
Далее право пассажира – воспользоваться указанным предложением и осуществить проезд в данных вагонах, либо остаться (но в этом случае претензии перевозчик уже не примет) в вагоне, температурный режим которого отличается, и о чем его надлежаще уведомили.
Напомню, что билеты на пригородные поезда продаются без указания места, соответственно право предоставления конкретного места в конкретном вагоне в пригородном поезде отсутствует.
Данные вещи не распространяются на поезда, продажа билетов в которые идет с указанием места. Там, в случае, если вагон по тем или иным причинам становится непригодным для перевозки пассажиров, пересадка пассажиров осуществляется несколько ином порядке, прописанном Правилами перевозки.



Далее машина прокручивается день-ночь и попадает в депо днем 01.12.2012
В депо по результату замеров и сделанных на их основании в бортовом журнале записи машиниста производится проверка системы отопления со вскрытием высоковольтных частей отопления вагона 10602, где и вычисляется выплавившаяся противопожарная заклепка. После проверки автоматики, машина отправлена в рейс на вечерние «ходки» 01.12.2012 и утренние 02.12.2012, где и был сделан замер.
Кстати. Обратите внимание, как «плавают» замеры в зависимости от того, какой термометр попал в руки кассиру в данную смену. Напомню, что паспортная погрешность выдаваемых кассирам термометров плюс-минус 1,5 град, что исключительно точно для целей производимых замеров температуры электропоездов (Гораздо большую погрешность дает неправильное проведение замера – нарушение технологии замера). В этот раз видимо попал в руки «немного плюсующий».



Ну и наконец. Следует отметить, что бумаги (всякие петиции и жалобы) по неисправности на линии еще не приходили, а неисправность устранена. Обычно путь этих бумаг очень длинен. А вот неисправности пытаемся отслеживать намного быстрее.
Посему обычно толк от жалоб по отоплению нулевой (ибо пока она приедет, неисправность уже давно устранена), а вот вреда от нее дофига (происходит оттягивание сил ремонтного персонала на проверку вагона, который уже как неделю или две ранее был восстановлен.
При этом сказывается еще и то, что пассажиры обычно забывают указать номер вагона и потому начинают проверять все 6.
При этом они не выполняют плановую работу, (плановые электрички никуда не делись), что в конечном итоге сказывается на конечном результате.
Ну если короче: допустим отказ произошел 1-го числа, через день-два машина попала в депо, и неисправность устранили, а через 2 недели, допустим 15-го приехала жалоба.
С точки зрения исправности и информативности – току от нее ноль.
С точки зрения отвлечения от работы – колоссальный вред, ибо пока внепланово проверяли эти 6 вагонов данной машины, работники плохо провели техобслуживание тех, которые были по плану (а в день проходят ТО от 5 до 7 электричек).

Посему действительным подспорьем для нас явилось качественное проведение замеров температуры кассирами на линии. Подчеркну слово «качественное». Именно достоверный (а не «побольше» или «поменьше») замер позволяет как можно раньше вычислить отказ в работе техники.
Попадаются нечистые на руку (их единицы, но они есть) кассиры, которые делают результаты «поменьше», думая, что в итоге сделают «побольше» на ту разницу, которую она подхитрила. Или делают замер некачественно (не в положенной точке или не производят выдержку времени замеров). При этом иногда локомотивная бригада подписывает акт не глядя (тоже не все являются ангелами).
В результате в депо приезжает замер явно несоответствующий тому, что бывает при исправной работе.
Производится проверка системы отопления (а это несколько часов, срывается плановая выдача поездов на линию), в итоге ничего не выявляется. Очень некрасивый поступок со стороны тех, кто делал замер.
Правильно же произведенный замер позволяет, как в случае с рассмотренной электричкой, наиболее быстро вычислить и устранить неисправность.

p.s. надеюсь досконально разъяснил Вам то, что произошло в момент осуществления вашей поездки.
Если что-то хотите уточнить – с удовольствием отвечу.
  • +3

Дата: 05 декабря 2012 12:34
Цитата:

от пользователя: ЖД вы будете уже работать?

Что-то я не замечал в других пригородных электричках индивидуальные мягкие кресла со столиками и откидывающимися спинками, подголовники и т.д.

"Вам продали лучший мех!" (с)
По номеру (и по цене проезда) - она обыкновенная.

Цитата:

от пользователя: ЖД вы будете уже работать?

И здесь же в расписании она называется Экспресс.
На заборе тоже написано. Увы, но этот сайт, похоже "без хозяина".
  • 0

Дата: 05 декабря 2012 12:37
Цитата:

от пользователя: ts

Так-то на Аэропорт давно уже ходит не обычная "зеленая", а красная ЭД4МК-90/106 с вагонами классности.
Отстали от ритма современности, уважаемый :)

"Зелёная", это не цвет вагонов, а номер. Как Вы сами совершенно справедливо заметили
Цитата:

от пользователя: ts

1»Экспресс кольцово» - такая же простая электричка и ничем не отличается


Есть ещё "попугаи" (8ХХ) и "опарыши" (но это в МСК) :)
  • 0

Дата: 05 декабря 2012 12:39
Цитата:

от пользователя: ts

Зависит даже от настроения.

Не только. Зависит ещё и от скорости потока воздуха. Беда калориферов (по сравнению с печами): то, что они создают "сквозняк", который многими (не только мною) воспринимается как более низкая температура.
  • –1

Дата: 07 декабря 2012 15:04
Цитата:

от пользователя: IAGSoft
Есть ещё "попугаи" (8ХХ) и "опарыши" (но это в МСК) :)
Опа. А вот это интересно. В смысле, оказывается есть вещи на Жд, которые я не слышал.
Что эти термины значат (подскажите, мне правда интересно)
Цитата:

Зависит ещё и от скорости потока воздуха. Беда калориферов (по сравнению с печами): то, что они создают "сквозняк", который многими (не только мною) воспринимается как более низкая температура.
Давайте разберем:
--- Во первых:
- Приток воздуха обязателен и прописан аж в нескольких пунктах:
6.2.8. Система приточно-вытяжной вентиляции (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в кабину управления не менее 30 м3/ч, в салоны вагонов не менее 20 м3/ч.
Общее количество наружного воздуха, подаваемого в салон вагона, должно рассчитываться исходя из номинальной пассажиронаселенности, установленной технической документацией на конкретный МВПС.
6.3.6. В помещениях МВПС должно обеспечиваться поддержание избыточного давления (подпора) воздуха по отношению к атмосферному:
- для МВПС с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па для кабин и 20 Па для салонов;
--- Во вторых:
Пункт правил
6.8.3. В пассажирских салонах дизель- и электропоездов ПРИГОРОДНОГО СООЩЕНИЯ сообщения температура воздуха в зимнее и переходное время года должна быть в пределах 11 - 15 град. С (по ходу поезда при закрытых дверях и окнах)
Прописывает температуру от 11С до 15С именно при работающей вентиляции (создающей поток не менее 20м3/чел/час).
--- В третьих:
Работа системы отопления в режиме "работают только печи", а колориферы не работают - вообще не предусмотрена ни конструкцией подвижного состава ни санитарными правилами.
На днях пришел замер температуры по ЭР-2 (номер говорить не буду, не в моей компетенции сообщать). Там при все время работающих печках и отстутсующем как таковом калориферном отоплении температура в вагонах сотавила от минус 9С до минус 1С. При этом печи рабтают не останавливаясь (конструкция ЭР-2 это позволяет). Хорошо, что это не пригородный поезд, а "рабочий".
Думаю нам не простят таких температур на линии с пассажирами.
Ну а насчет обычных ЭТ2, ЭД4 - как только пытаемся "топить" только печами, то 2 варианат - если не перегревать печь, ото в вагоне - "дубак". Если же греть печами так, чтобы прогреть салон - то довольно быстро приходит "крышка" кабельной продукции - изоляции высоковольтных подводящих кабелей.
--- В четвертых:
Согласно родной схеме температура вагонах держится на уровне 12-14С.
Мы ее сейчас и так "задрали".
Сравните: По заводской схеме температура воздуха с потолка от плюс 12 до плюс 16 (циклично).
Сейчас настройки от плюч 18 до плюс 20.
Заводские настройки печей - включение - плюс 12, отключение - плюс 14.
Сейчас настройки - включение плюс 15, отключение плюс 17.
Есть разница.
--- Ну и в пятых:
Давайте прямо: зачем нас простить и "уламывать" и доказывать нас сделать что-то, что не предусмотрено ни руководством по эксплуатации электропоезда, ни санитарными нормами, ни конструкцией подвижного состава.
Не обязаны мы жечь кабели и за свои деньги их перетягивать, ради того, чтобы еще и нарушить санправила и руковдство по эксплуатации.
После "Хромой Лошади" за любое художество с системами отопления - дерут нещадно.
А после того, как из 3 электричек с Ярославского направления Москвы людей выносили на носилках а так же стекла били и вышибали, чтобы не задохнуться - в приказном порядке потребовали немедленно восстановить (если не работала) систему вентиляции - короче привести ее в соответсвие с конструктороской документацией и эксплуатировать в соотвтествии с конструкторской документацией и саннормами.
  • 0

Дата: 11 декабря 2012 16:05
ДОРОГАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА!ЗА ЧТО ТЫ ТАК С НАМИ?СЕГОДНЯ 11/12/2012 КУПИЛА БИЛЕТ НА ЭЛЕКТРИЧКУ ДО КОЛЬЦОВО В 19-15, ОБЪЯВИЛИ ГОРОДСКУЮ И КОЛЬЦОВСКУЮ.ПРИШЛИ ЛЮДИ НА ПЕРРОН,ПОДОШЛА ЭЛЕКТРИЧКА НАЗЫВАЛАСЬ КЕРАМИК,НИКТО НЕ СЕЛ И ТОЛЬКО Я,УВИДЕВ ЗНАКОМУЮ,ВЛЕТЕЛА В ВАГОН,ДВА ЧЕЛ.ОСТАЛИСЬ ЖДАТЬ НЕ ЗНАЮ ЧЕГО.РАССКАЗАЛА ЗНАКОМОЙ,ЧТО ЧУТЬ ИНФАРКТ НЕ ПОЛУЧИЛА, БЕГАЯ В НЕПОНЯТКАХ КУДА ЭЛЕКТРИЧКА С КУПЛЕННЫМ БИЛЕТОМ НА СЕГОДНЯ С ОБРАТОМ( В 20 ГРАДУС.МОРОЗ).ДАМА,ПРОВЕРИВ МОЙ БИЛЕТ,ОТВЕТИЛА,ЧТО СОСТАВ ПОМЕНЯЛИ.НУ И ЧТО?БУДЬТЕ ДОБРЫ ВЗЯТЬ БЕЛЫЙ ЛИСТОК И НАПИСАТЬ НА НЕМ ДО КОЛЬЦОВО,ВОТ И ВСЕ.ЗНАКОМАЯ СМЕЕТСЯ,ГОВОРИТ,ЧТО ВЧЕРА САМА В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ БЕГАЛА ПО ПЛАТФОРМЕ ПЕРВОМАЙСКАЯ И ДУМАЛА САДИТЬСЯ НА КЕРАМИК ИЛИ НЕТ,ДЕВЧОНКА СЕЛА ВМЕСТЕ С НЕЙ И ЧУТЬ НЕ ПЛАКАЛА В ВАГОНЕ,ГОВОРИЛА,ЧТО ЕЙ НАДО НА ВТОРЧЕРМЕТ.ВЕСЕЛУХА. И ЕЩЕ МНЕ ИНТЕРЕСНО,ЧЕМ МЫ В КОЛЬЦОВО БОГАЧЕ ГОРОДА?НА ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧКЕ 20 ИЛИ 22 РУБ.ДО СИХ ПОР,А У НАС 33 И 44 РУБ.?
  • +1

Дата: 14 декабря 2012 06:52
"Попугай" - скоростной экспресс-электропоезд междугороднего сообщения с номером на 8**. Как правило, модели ЭД4МК или ЭД9МК.

"Опарыш" - электропоезд серии ЭМ2 или ЭМ2И.

Термины характерны скорее для Московского региона.
  • +2

Дата: 14 декабря 2012 06:55
Цитата:

от пользователя: ts

зачем нас простить и "уламывать" и доказывать нас сделать что-то, что не предусмотрено ни руководством по эксплуатации электропоезда, ни санитарными нормами, ни конструкцией подвижного состава.


Вас никто не просит и не уламывает. Пытаюсь выразить точку зрения "рядового пассажира".
Судя по откликам в других темах, не только мне не нравится "ветер" в салонах. (Охотно верю, что этот ветер соответствует нормативным документам, не надо их здесь в очередной раз цитировать.)
  • –1

Дата: 14 декабря 2012 16:09
Цитата:

от пользователя: IAGSoft
Пытаюсь выразить точку зрения "рядового пассажира".
Судя по откликам в других темах, не только мне не нравится "ветер" в салонах. (Охотно верю, что этот ветер соответствует нормативным документам, не надо их здесь в очередной раз цитировать.)
К сожалению рядовой пассажир на может знать устройства системы отопления.
У нас как только отказывает калорифер (который вам дует), так при морозах 15-20 и ниже температура в вагоне резко уходит в минус.
Тема в том, что печи имеют лишь 10 кВт мощности. а совместно с калорифером - 34 кВт. Разница ощутимая, согласитесь.
ну а во вторых, после вот этого пришел безоговорочный приказ: "немедленно восстановить работу вентиляции по всей сети дорог и эксплуатировать в строгом соответсвии с требованими санитарных правил и руководства по эксплуатации электропоезда"
Цитата:

Из-за ЧП на Горьковском железнодорожном направлении застряли насколько электричек. По словам корреспондента Вестей.Ru, из-за давки И ДУХОТЫ пассажиры ВЫПРЫГИВАЮТ ИЗ ВАГОНОВ прямо на пути. Между тем, по встречному направлению продолжается движение поездов, в том числе и скоростных "Сапсанов".
Инцидент произошел на станции Электроугли – там по неизвестным причинам прекратил движение поезд "Буревестник" (Москва – Нижний Новгород). К нему на помощь выслали электровоз.
Всех пассажиров из электричек, которые шли следом, высадили на предыдущей станции 33-й километр. Следующая электричка забрала людей, однако встала посередине пути, не доезжая Электроуглей. Машинист объявил, что все пути на станции Электроугли заняты, и когда отправится поезд – неизвестно.
В поезде - давка И ДУХОТА. По громкой связи пассажирам объявили, что открывать двери машинист не будет, потому что это запрещено инструкцией. Однако, по словам очевидцев, многие пассажиры, среди которых есть женщины и дети, сами открывают двери электрички и выпрыгивают на железнодорожные пути.
Причины и обстоятельства ЧП выясняются.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=455743&cid=999
Цитата:

Тоже была в такой переделке, правда, зимой, тогда большую часть электричек по Ярославскому направлению отменили из-за того, что автоматика в Мытищах вышла из строя, стрелки переводили вручную. Так вот, вместо обычных 30 минут, мы ехали почти 5 часов в битком набитой электричке. ДУХОТА НЕМЫСЛИМАЯ. Место стоячее в середине вагона. Но я тогда оказалась "хитрее" всех: очень скоро ПОТЕРЯЛА СОЗНАНИЕ, вот стояла-стояла, а потом поплыла и в отключку. Когда очнулась не могла понять: где я и чего это надо мной склонились совершенно незнакомые люди. :) Когда я рухнула, люди подняли мою бездыханную тушку (я тогда весила 54 кыгы +дубленка +зимние сапоги) отнесли поближе к выходу, к единственному открытому окну, кто-то уступил бездыханной тушке место... И еще долго спорили надо мной, уже пришедшей в себя, нужно ли "ей" валидол дать или лучше нитроглицерин. Общим собранием вагона, решили, что ничего не нужно, а лучше дать побольше воздуха...
Никогда не думала, что способна на обмороки.

http://galatima.livejournal.com/468490.html
Цитата:

Поездка на общественном городском транспорте по жаре, стоящей в Москве, становится для горожан настоящей пыткой. Воздуха не хватает нигде: ни в метро, ни в трамваях-троллейбусах, ни в электричках. По словам властей, они делают «все что могут». Эксперты, в свою очередь, утверждают, что на каких-то видах транспорта изменения видны, на других же просто экономят. Москвичи, в свою очередь, иногда вынуждены идти на крайние меры, вплоть до поломки подвижного состава, чтобы спастись от духоты.

Нестерпимый зной, держащий столицу в тисках, похоже, до конца августа не собирается никуда уходить из города. Общественный городской транспорт постепенно превращается, по выражению москвичей, в «гробы на колесах». И действительно, жара в троллейбусах, автобусах, электричках и метрополитене заставила чувствовать себя плохо не одну сотню столичных жителей. Особенно москвичи жалуются на пригородный транспорт. «На Горьковском направлении пустили новые поезда. Удобные вагоны, запланирована принудительная вентиляция, все вроде бы хорошо, – рассказывает москвич Андрей. – Одно плохо, эта самая ВЕНТИЛЯЦИЯ НЕ РАБОТАЕТ. А окна открываются совсем чуть-чуть. Дышать в вагонах просто нечем». Подобную историю могут рассказать пассажиры других направлений.

Корреспондент «НГ» проехался на электричке от Ярославского вокзала. Впечатлений от данной поездки осталась масса. В еще стоящий на перроне новенький электропоезд войти практически невозможно. От него тянет нестерпимым жаром. Обстановка в тамбуре напоминает сауну. Окна, насколько это возможно, открыты, но так как их невозможно открыть полностью, как в старых составах, помогает это с трудом. Люди просто задыхаются от жары. Да и смог, тянущийся сквозь эти проемы, дает о себе знать. Практически сразу же несколько пассажиров, вооружившись отвертками и маленькими ломиками, начинают раскурочивать оконные фрамуги. Возмущения у наблюдающих подобный вандализм не наблюдается. «ВЕНТИЛЯЦИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА, А ЕЕ НЕТ. ЧТО НАМ, ЗАДЫХАТЬСЯ, ЧТО ЛИи? – говорит один из «вандалов», студент Николай. – Они поднимают цены на проезд, отменяют рейсы, при этом на нас экономят. Вот пусть теперь думают сами, что дешевле – потратить электричество на вентиляцию или чинить состав». Также многие москвичи используют стеклянные бутылки или металлические бруски для того, чтобы разжать двери электричек. На многих поездах, по наблюдению корреспондента, двери вовсе снимают, чтобы в вагон поступал воздух.
……..
По мнению экспертов, ситуация на многих видах транспорта нормальная. «Оборудование подвижного состава кондиционерами нецелесообразно главным образом из-за того, что промежутки между остановками короткие и открывание всех дверей не позволяет сохранить микроклимат, создаваемый кондиционером, – говорит исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В ситуации же с электричками могу сказать только одно: скорее всего это экономия электричества. Хотя в данной ситуации экономить все-таки не стоило бы».
http://www.ng.ru/moscow/2010-08-12/5_vandals.html

давайте резюмерую. Прошу понять простую вещь:
Мы не вправе решать. включать или не включать вентиляцию/калориферное отопление (это одна система. Воздух дует, нагрев включатеся автоматически по температуре). Мы обязаны включать и все.
Мы не вправе решать или что-то ментяь (туда дует или не туда дует).
Что-то менять имеет право только завод.
Мы лишь производим техническое обслуживание того что приезжает (согласно технологической карте) Там-то помазать, там-то отремонтировать.
Любые изменения немедленно демонтируются и все приводится к заводской схеме, когда машина уезжает на капремонт на Завод.
Пока завод-изготовитель не изменит что-то в конструкции и не пропишет изменения в бумаге - вся система, которая заметьте шире того, что представляет себе рядовой гражданин (ТО проходят в Екб, Ишиме и Тагиле). ТР-3 в Перми, КР в Красноярске, где есть состветсвующие заводские мощности - вся система будет работать на приведение состава к заводской конструкторской документации. Ибо это в первую очередь - обеспечение транспортной безопасности.
Ну а завод ничего не будет менять, потому что он не имеет на это права, пока не будут изменены федеральные Санитарные Правила. Ибо на основании их он разрабатывает конструкцию и схему системы отопления.
Ну насчет депо. У нас есть kbm единственное право и обязанность - эксплуатировать подвижной состав в строгом соответсвии с требованими конструкторской документации и руководства по эксплуатации электропоезда.
Раз закон нас обязывает дать каждому пассажиру 20 кубов в час свежего воздуха - мы обязаны это сделать. В противном случае у нас проблемы с законом и штрафы от перевозчика за неисправную систему вентиляции.
  • 0

Дата: 15 декабря 2012 07:13
... в догонку предыдущему сообщению (само сообщение я почему-то не могу отредактировать).

Если думаете, что это проблема только МСК, то вот вам пожалуйста жалобы на духоту по нашему региону:
Цитата:

Вопрос :
Уважаемый Дмитрий Вячеславович! Вы когда-нибудь ездили в электричках на дачных направлениях? Объясните, почему в сторону Н. Тагила у нас только 3 электрички утром (до 11 часов утра) и 3 вечером по 6 вагонов? Причем расписание составлено ОЧЕНЬ неудобно! И не надо объяснять, что электрички - это не рентабельно, т. к. люди не покупают билеты! Вы попробуйте проехать в этой жуткой давке В ДУШНОМ ВАГОНЕ вагоне! Почему нельзя сделать по 8 или 10 вагонов? Кстати, наш губернатор Мишарин А. С. обещал еще в прошлом году увеличить количество вагонов и разобраться с расписанием
Автор : Жукова Людмила Николаевна
Ответ :
Уважаемая Людмила Николаевна! При составлении расписания взаимно увязываются десятки пассажирских, пригородных и грузовых поездов, следующих как с остановками, так и без остановок, как транзитного, так и местного формирования. Поверьте, если было бы в наших силах, расписание было бы намного удобней.
Вы правильно отметили, что губернатор А. С. Мишарин обещал увеличить составность поездов на направлении Нижний Тагил, и это было сделано: все лето 2011 года пригородные поезда NN 6453, 6454, 6455, 6456, 6459, 6460 сообщением Нижний Тагил-Екатеринбург-Нижний Тагил курсировали составностью 8 вагонов. Этим летом вышеуказанные составы также будут курсировать составностью 8 вагонов.
ПО ПОВОДУ ДУХОТЫ: в декабре 2011 года все составы были оборудованы принудительно-приточной вентиляцией.. Памятки для пассажиров размещены в каждом вагоне электропоезда, но, несмотря на это, все окна нараспашку.
Цитата:

Вопрос :
Уважаемый Дмитрий Вячеславович, пожалуйста, ответьте на такой вопрос: почему уже не первый год по пригородным поездам складывается следующая ситуация: в летний период, по выходным, электропоезда, отправляющиеся со станции Екатеринбург-Пассажиский, имеют в своем составе максимум шесть вагонов (уточню - направление Нижний Тагил)? По утрам в выходные дни на дачи-огороды разъезжаются сотни людей, пассажиры набиваются битком даже в тамбуры. Чаще всего, это пожилые люди, которые едут с большим количеством вещей. В том году, из-за НЕВЕРОЯТНОЙ ДУХОТЫ и тесноты в вагоне, в ОБМОРОК УПАЛА молоденькая девушка, ВЫЗВАЛИ ВРАЧА, организм просто не выдержал такой нагрузки. По понедельникам, большое спасибо, наконец-то пустили нормальной длины поезд (Нижний Тагил - Екатеринбург), и всем хватает места. Дмитрий Вячеславович, просим вас пересмотреть позицию отправки в рейс коротких поездов в летний период по выходным. Спасибо за ответ.
http://www.e1.ru/talk/guest/desc/683.htm
  • +2

Дата: 17 декабря 2012 07:23
Цитата:

от пользователя: ts

о вот вам пожалуйста жалобы на духоту по нашему региону:

А ничего, что приведённые Вами жалобы относятся к летнему периоду? Я же говорю про зиму.

Почему Вы проигнорировали этот вопрос?
Цитата:

Вопрос :

Здравствуйте! Сейчас в электричках в любое время года, когда надо и когда не надо, работает вентиляция. Машинисты объясняют, что им запретили её выключать по каким-то санитарным правилам. Из-за этого я предпочитаю пользоваться автобусами - там тихо и нет сквозняков, а также и многие мои знакомые. Объясните, зачем включать вентиляцию, когда она не нужна? Почему надо следовать устаревшим санитарным нормам, а не здравому смыслу?
Автор :

Глухарева Наталья
  • –1

Дата: 17 декабря 2012 14:30
А нам дано право решать, когда соблюдать санитарные нормы а когда нет?
Правила круглогодичные.
Там по сезону - различия по температуре и по количеству воздухопотока.
Цитата:

6.2.8. Система приточно-вытяжной вентиляции (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в кабину управления не менее 30 м3/ч, в салоны вагонов не менее 20 м3/ч.
Допускается подача воздуха в помещения МВПС, в зависимости от температуры наружного воздуха, в количествах, указанных в приложении № 14.1.
Общее количество наружного воздуха, подаваемого в салон вагона, должно рассчитываться исходя из номинальной пассажиронаселенности, установленной технической документацией на конкретный МВПС.
Объем рециркуляционного воздуха должен составлять не более 70 %, при этом обязательно наличие обеззараживателей воздуха. Обеззараживатели воздуха должны обеспечивать деконтаминацию воздушной среды по следующим показателям:
- общее микробное число (ОМЧ) не должно превышать 2,0 ? 103 КОЕ/м3;
- соотношение гемолитической кокковой флоры к ОМЧ должно быть не выше 3 %;
- отсутствие в пробах воздуха патогенного стафилококка (S. aureus), бактерий группы кишечных палочек (БГКП) и других патогенных микроорганизмов (возбудителей туберкулеза, легионеллеза, вирусов (Influeza virus), грибов.
приложение (привожу сюда из таблицы 14.1):
Количество подаваемого в салон воздуха на одного человека в час(в зависимости от температуры наружного воздуха). Метров в кубе в час:
При плюс 26 и выше - 15 метров в кубе в час на человека.
От минус 5 до плюс 26 - 20 метров в кубе в час на человека.
От минус 20 до минус 5 - 10 метров в кубе в час на человека.
Ниже минус 20 - 8 метров в кубе в час на человека.

На всех вагонах эксплуатируемых электропоездов в настоящий момент установлен "зимний" режим - то есть режим минимального воздухопотока.
Кто не верит - приходите в депо, с удовольствием покажу.
Если интересно кстати, что такое "летний" режим воздухопотока - вот вам видео http://www.youtube.com/watch?v=Y8CD597uBDA нашей проверки эффектиности системы вентиляции в летнем режиме (там количество воздуха раза в 2 больше подается).

Кроме того, без вентиляции-калориферов невозможно создание в салоне "подпора" (воздушной завесы), препятствующей проникновению наружного воздуха через рамы и салонные двери.
Помните летом грязь а зимой снег на рамах? Уберем вентиляцию-калориферы (это одна система) - получим их снова назад плюс резкое дутье в салон ледяного вощздуха через рамы, и из салонных дверей.
Цитата:

6.3.6. В помещениях МВПС должно обеспечиваться поддержание избыточного давления (подпора) воздуха по отношению к атмосферному:
- для МВПС с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па для кабин и 20 Па для салонов;


Ну и с технической стороны я уже отвечал.
Цитата:

К сожалению рядовой пассажир на может знать устройства системы отопления.
У нас как только отказывает калорифер (который вам дует), так при морозах 15-20 и ниже температура в вагоне резко уходит в минус.
Тема в том, что печи имеют лишь 10 кВт мощности. а совместно с калорифером - 34 кВт. Разница ощутимая, согласитесь.

Я бы с удовольствием прокатился с любым самыми неверящими пассажиром и при нем на скорости 80-100 км/ч и температурой за бортом минус15-минус20 отключил вентиляцию (которая на самом деле - еще и калориферное отопление), чтобы те убедились насколько неуютно станет в вагоне через минут 10-20, а температура уедет к минусу при использовании только печей.
Назначение печей - первоначальный после выезда из тупика прогрев диванов из ледяного состояния (с последующим их автоматическим отключением), а так же автоматическое подключение в случае выдувания и снижения ниже нормы температуры в нижней части салона на уровне диванов и вновь отключение при её поднятиии.
Проблема в том, что это убедит только их, но не остальных (кого на демонстрации не было). Все убедить невозможно. Это надо раз 200 демонстраций произвести каждый раз все новым и новым неверящим, да еще и с привлечением телевидения, чтобы все до конца в этом убедились.
Только вот этот цирк никто не разрешит сделать.

p.s. насчет термина "каких-то там Санитарных Правил".
Ну во-первых они не устаревшие. Это действующие. С чего взяличто они "устаревшие" - непонятно.
Ну и поймите одну вещь. Если не брать в расчет "каких-то там Санитарных норм" (а именно федеральные "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", разработанные и утвержденные Мринздравом РФ), то отоплние можно не включать. Вообще. Просто не включать и все. Нет ни одного документа, обязывающего включать отопление. Ни в Правилах проезда, ни в Правилах оказания услуг, ни в ведомственных документах ЖД вы это не найдете.
Единственный документ, который обязывает включать отопление - это "какие-то там Санитарные Правила", которые гласят (если говорить коротко), что мы обязаны подать в салон воздух объемом 20 кубометров в час на пассажира и при этом подать его такой температурой, чтобы температура в салоне составляла от плюс 10 до плюс 15.
Убераем "Санитарные правила" (забываем, закрываем глаза, критикуем и посылаем к черту данный документ - на выбор) - и отопление сразу же отключается. Ибо ничто не заставит машиниста включить отопление. Нет санитарных норм - нет расчетов по энергозатратам по отоплению (а они идут из расчета потребной температуры в салоне). Нет расчетов по энергозатратам - нет выделения средств на энергозатраты по отоплению (любой бухгалтер наверное сейчас поймет о том что я говорю. Нет оснований выделения средств - нет выделения средств). Нет выделения средств по этой статье расхода - соответсвенно машинист не имет право включать отопление.
Ну и с правовой точки зрения. Нет Санитарных правил - нет обязанности перевозчика предоставлять нагретый (не менее 11град) состав для перевозки - и соответсвенно нет оснований пассажира требования включения отопления и вообще предоставления хоть какого-либо микроклимата.
Так что именно Санитарные Правила - это тот документ, благдаря которому машинист включает в кабине одну-единственную кнопочку "Вентиляция и отопление салонов".
Хороши они или плохи -вопрос не к ЖД (и уж тем более не к депо, единственное право и обязанность которого - обеспечивать исправность системы), а к разработчикам Санитарных правил - к Минздраву. Они разработали. Они утвердили. Правила Федеральные. Обязательны для исполнения всеми: Заводом-изготовителем электропоезда; эскплуатационным и обслуживающим депо; депо, где делается капремонт; производителям запасных частей; машинистам; перевозчикам (пригородным компаниям); энергнорасчетчикам, которые производят разчет затрат на отопление и выделение средств на его оплату; пассажирам; контролирующим и ревизионным органам (в том числе и транпортным надзорам и местным отделениям санэпиднадзоров).

p.s. Если интересны подробности - спрашивайте.
  • +2