8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



О направлениях реформирования железнодорожного транспорта России А.Г.БЕЛОВА, Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации *** Тема реформирования железнодорожного транспорта не является новой, поскольку ровно два года назад на заседании Правительства была утверждена программа проведения реформы МПС. Перед этим она была одобрена на заседании Госсовета под председательством Президента Российской Федерации. В программе был предусмотрен целый ряд конкретных мероприятий, связанных с реформированием железнодорожного транспорта на период до 2010 г. Правительством поставлена задача разработать конкретный план мероприятий по реформе, предполагая в первую очередь решить главный вопрос - повышение конкурентоспособности национальной экономики и включение иных механизмов, связанных с привлечением внешних инвестиций, с решением вопросов мотивации внутри отрасли, снижением затрат, издержек и повышением доходов отрасли. Таким образом, необходимость реформы обусловлена интересами отрасли, государства, грузоотправителей. Что даст реформа железнодорожного транспорта: Государству: - устойчивую работу железнодорожного транспорта, обеспечение транспортных потребностей растущей экономики; - формирование экономических механизмов регулирования деятельности отрасли; - обеспечение макроэкономической стабильности, предотвращение инфляционных волн; - рост эффективности в области железнодорожного транспорта; - содействие развитию бизнеса пользователей железнодорожных услуг; Отрасли: - обеспечение рентабельной работы предприятий железнодорожного транспорта; снижение всех видов задолженностей до приемлемого уровня; - создание эффективной структуры и системы управления пред приятиями отрасли, адекватной новым условиям хозяйствования; - сокращение непрофильных и непроизводительных затрат; - создание условий для обновления и развития производственных фондов; Потребителю: - равноправный доступ к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта; - прозрачность формирования тарифов и их прогнозируемость; - повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его безопасности и качества предоставляемых услуг; - снижение тарифов для конечного потребителя за счет развития конкуренции на рынке железнодорожных услуг; - обеспечение благоприятной среды для деятельности потребите лей услуг. Понимая значимость и важность транспорта в национальной экономике, невозможно сразу подойти к реорганизации отрасли с точки зрения рыночных принципов реформирования. Поэтому предполагается использовать механизм поэтапной трансформации отрасли, предположив наличие трех этапов: первый этап - 2001-2002 гг.; второй этап - 2003-2005 гг.; третий этап - 2006-2010 гг. Первый этап завершится в 2003 г. Основной задачей первого этапа является разделение функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности и создание реальных предпосылок для повышения эффективности деятельности создаваемого хозяйствующего субъекта ОАО "Российские железные дороги". Второй этап предполагает реструктуризацию бизнеса единого хозяйствующего субъекта. Это подразумевает разделение управления и затрат по видам деятельности, реорганизация элементов бизнеса, выделение филиалов и создание на базе этих филиалов того, что называется потенциально конкурентным сегментом деятельности экономики - дочерних предприятий в сфере строительства, грузовых, интермодальных, контейнерных, пассажирских перевозок. Все, что касается потенциально конкурентного сектора, должно перейти к функционированию в рынке. Таким образом, второй этап включает формирование потенциально конкурентных сегментов, выведение в эти сегменты дочерних предприятий. Все, что касается естественного монопольного сектора - а это инфраструктура, то есть железнодорожные пути, искусственные сооружения - мосты или тоннели, устройство сигнализации и связи - это естественный монопольный сегмент. Он закрепляется в собственности государства. 100% акций Акционерного общества "Российские железные дороги" принадлежат государству. Все имущество, относящееся к имуществу инфраструктуры, в соответствии с одним из 4 законов "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", принятых Государственной Думой, тоже ограничено в обороте. На все имущество естественного монопольного сектора накладывается жесткий государственный контроль. Таким образом, второй этап - это подготовка к развитию конкурентного сектора и сохранение естественного монопольного сектора. Среди основных целей реформирования можно назвать: - снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом; - удовлетворение растущего спроса; - сохранение и повышение устойчивости, доступности и безопасности железнодорожного транспорта; - формирование единой гармоничной транспортной системы страны. Основными задачами реформы железнодорожной отрасли являются: - разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте; - обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта не зависимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава; - дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров; - обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйствен ной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раз дельного финансового учета; - совершенствование тарифной политики с передачей правительственной комиссии функций по тарифному регулированию на железнодорожном транспорте; - поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками; - недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора; - сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления; - выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек; - осуществление других мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта; - повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий. Рассмотрим, какие задачи были решены на первом этапе реформирования. Сегодня можно оценить конкретные результаты работы, проведенной за последние два года. Для решения главной задачи - разделения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности - надо было начать с реформы законодательной базы. В начале 2003 г. были разработаны и приняты 4 основополагающих закона: - "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"; - " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; - "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"; - "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях". Эти законы в первую очередь определили новую концепцию транспортного рынка, где не только Министерство путей сообщения выполняет функции железнодорожных перевозок. В законах вводится новое понятие перевозчика, владельца инфраструктуры, который при соблюдении определенных условий мог бы взять на себя элементы выполнения тех или иных функций по реализации железнодорожных перевозок. Как было ранее сказано, Министерство путей сообщения теперь не является монополистом. Мы разделили на законодательном уровне процесс перевозки на два взаимосвязанных процесса - предоставление услуг инфраструктуры и непосредственно осуществление перевозки. Более того, Министерством был подготовлен специальный закон, который предполагает разделение функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности. В нем в качестве государственного регулятора предполагается Министерство путей сообщения или иной федеральный орган исполнительной власти, которому будут поручены эти функции. Этот орган должен определить целый набор функций, связанных с техническим регулированием: определение законодательных норм функционирования и развития рынка железнодорожных перевозок; вопросы стандартизации и сертификации. Для ряда этих функций будут определены самостоятельные ведомства, а за органом исполнительной власти останется разработка правил и законодательных актов, регулирующих развитие рынка железнодорожных перевозок. Очень важно, что в результате реформ железнодорожная отрасль начнет функционировать на рыночной площадке. Взамен единственного субъекта, осуществляющего железнодорожные перевозки, будет сформирован хозяйствующий субъект Акционерное общество "Российские железные дороги". После принятия основных законов, которые сегодня создали реальные предпосылки для решения задач, необходимо спланировать и сформировать хозяйствующий субъект для его эффективного функционирования в новых условиях. Поскольку полностью меняется рынок транспортных услуг, в настоящий момент разрабатывается еще 35 новых документов - правил перевозки грузов в прямом, смешанном, международном, внутреннем сообщении. То есть, определены подходы к осуществлению государственного регулирования вновь сформированного рынка. Для эффективного управления в условиях реформирования необходимо разработать новую систему тарифообразования. В течение десятков лет существовал прейскурант 10-01, который был специализирован и специфицирован по различным типам груза. Но в нем никогда не предполагалось разделение на инфраструктурную, локомотивную, вагонную составляющую. Для того чтобы внедрить эффективную методологию формирования нового прейскуранта, необходимо было посмотреть на систему формирования затрат. Сегодня номенклатура затрат согласована с Федеральной энергетической комиссией и Министерством экономического развития и торговли РФ, заканчивается согласование с Министерством по антимонопольной политике. В результате ее внедрения будет возможно более чем вдвое снизить количество условноразносимых затрат. Разработана новая система бюджетирования. Перед проведением таких широкомасштабных преобразований необходимо было очень серьезно проанализировать имущественный комплекс Министерства путей сообщения. И, самое главное, подготовить его к предстоящей передаче всех активов в уставный капитал ОАО "РЖД". По результатам инвентаризации была сформирована база данных, из которой по запросу можно посмотреть сумму активов, сумму обязательств по всем категориям. Из более чем 2 тыс. предприятий, входящих в систему Министерства путей сообщения, 987 предприятий окончательно решено внести в уставной капитал Акционерного общества "Российские железные дороги". Проведена отдельная работа по инвентаризации земельных участков. Сегодня на все 1,3 млн. гектаров находящихся в федеральной железнодорожной собственности и относящихся к землям железнодорожного транспорта оформлены межевые дела. Таким образом, результатами I этапа являются: - сформирована законодательная база; - подготовлена программа формирования ОАО "РЖД"; - разработаны проекты организационной структуры ОАО "РЖД" и документов, регламентирующих деятельность общества. Что касается управления и реализации услуг железнодорожного транспорта, то к моменту создания ОАО "РЖД" должны быть реализованы следующие мероприятия по реформированию системы маркетинга и реализации услуг железнодорожного транспорта: - совершенствование системы управления маркетингом и реализации услуг железнодорожного транспорта; - совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность департамента продаж и маркетинга; - совершенствование технологической базы, регламентирующей деятельность департамента продаж и маркетинга; - разработка принципов взаимодействия департамента продаж и маркетинга с другими департаментами ОАО "РЖД"; - определение принципов финансирования деятельности департамента продаж и маркетинга в ОАО "РЖД"; - разработка Положения "О департаменте продаж и маркетинга в ОАО "РЖД". К моменту создания ОАО "РЖД" должны быть реализованы следующие мероприятия по реформированию кадровой политики и социальной сферы: - проведение кадрового аудита и прогнозирование потребности ОАО "РЖД" в кадровых ресурсах; - формирование принципиальной кадровой модели ОАО "РЖД"; - разработка системы мероприятий поэтапной реализации кадровой модели ОАО "РЖД"; - разработка системы управления развитием кадровых ресурсов ОАО "РЖД"; - разработка организационно-функциональной структуры Дирекции по управлению персоналом ОАО "РЖД"; - разработка программы реорганизации социальной сферы и мероприятий по переходу от финансирования "соцсферы" к финансированию программ закупки социальных услуг. Задачи, поставленные перед отраслью Президентом и Правительством, ориентированы на десять лет. Результат появится не раньше чем через 10 лет, когда будут решены задачи модернизации основных коридоров, обновления подвижного состава, переоборудования, развития, производства новых электропоездов, новых пассажирских вагонов. Результатом структурной реформы на железнодорожном транспорте станет: - повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; - формирование единой гармоничной транспортной системы страны; - снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом; - удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом. Сегодня, по прошествии двух лет практических действий по реформированию можно констатировать, что сделано очень много и при этом работа по реформированию впервые сопровождается ростом всех эксплуатационных показателей, ростом реальной зарплаты. Все это позволяет надеяться, что реформа достигнет поставленных целей. (Санкт-Петербург, 11-12 сентября 2003 г.) По материалам сайта www.eatu.ru


Назад