8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Беляев Айдар Раисович, штурман Беляев Айдар Раисович. Родился 11 декабря 1965 года, штурман. Заслуженный мастер спорта России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан. Награжден орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени», орденом Дружбы; медалями «В память 1000-летия Казани», «За доблестный труд», знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан», нагрудным знаком Министерства Обороны РФ «За образцовую эксплуатацию автомобильной техники». Лауреат Национальной премии России «Серебряный лучник». Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Лауреат Национальной общественной премии "Золотая колесница". Обладатель звания «Почетный гражданин г. Набережные Челны». Участник Кубка Европы по шоссейно-кольцевым гонкам (1994), "Мастер-Ралли-95", "Париж-Дакар-96,98,99, 2001", "Оптик 2000 Тунис 2000” , «Тихий Дон 2003». Призер "Мастер-Ралли 1996", "Париж-Дакар-Каир 2000", "Баха Италия 2000", «Телефоника – Дакар 2003, 2004», "Хазарские степи 2005", "Дезерт Челендж 2005", "Лиссабон - Дакар 2006". Победитель ралли "Оптик-2000 Тунис 1997, 2001, 2002", "Мастер-Ралли 1997, 2000, 2002", "Дезерт Челендж 2000, 2003,2004", этапов Чемпионата России "Дебри-2000", "Баха Жемчужина 2000", "Калмыкия 2000”, "Хазарские степи 2003,2004,2006", "Барселона - Дакар 2005". Победитель Кубка Мира по ралли-марафонам 1997 года. Двухкратный Чемпион России, обладатель Кубка России. С начала трудовой деятельности в научно-техническом центре ОАО «КАМАЗ» занимался подготовкой спортивных автомобилей для участия в шоссейно-кольцевых гонках, а затем и в международных ралли-марафонах. Принимал непосредственное участие в шоссейно-кольцевых гонках на Кубок Европы в 1993 и 1994 годах. С учетом приобретенного опыта, он разработал и применил ряд технических усовершенствований, что позволило значительно повысить скоростные показатели спортивных автомобилей. В международном ралли-марафоне "Мастер-Ралли-95" по маршруту "Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин" принимал самое активное участие в роли руководителя группы технического обслуживания всей гонки. Осуществлял диспетчеризацию технической помощи, организовывал доставку топлива для вертолетов, мотоциклов и автомобилей на трассу ралли, запасных частей, занимался организацией мест отдыха участников соревнования. С 1996 года выступает в качестве штурмана боевого экипажа и неустанно демонстрирует свое высокое мастерство в навигации. Штурман спортивного грузовика – категория особая. Чтобы выверить путь автомобиля, причем безошибочно, по сплошному бездорожью, протяженностью в тысячи километров через пески, горы, ущелья, леса и саванны необходимо не только безупречное владение навигационными приборами, безошибочное «чтение» легенды трассы, но и особое внутреннее чутье навигатора. Например, на ралли «Париж-Дакар», продолжительностью более полумесяца, каждый день приходится преодолевать от 300 до 1000 и более километров. Даже малейшая ошибка штурмана может свести на нет все многодневные усилия экипажа. Часто после многих тысяч километров экипажи-победители отделяют друг от друга считанные секунды В лучшем случае навигационная ошибка – это невосполнимая потеря гоночного времени, в худшем, но происходящем чаще – дорожная авария с непредсказуемыми последствиями. Штурман боевого экипажа команды «КАМАЗ-мастер» Айдар Беляев – является сегодня одним из лучших навигаторов в международном раллийном спорте. Ему в полной мере присущи не только высокая профессиональная выучка, но и полная самоотдача, воля, самоотверженность, неустанно проявляемые в самых экстремальных ситуациях на каждой без исключения гонке. …Ралли «Париж-Дакар». На мавританском участке трассы камазовский грузовик срывается с гребня дюны. У механика – перелом позвоночника, у пилота Ф. Кабирова – компрессионная травма позвоночника, у штурмана Айдара Беляева – многочисленные ушибы. Медицинский вертолет эвакуирует двух пострадавших членов экипажа с трассы. А. Беляев, который также находится в тяжелом состоянии, снимает ответственность с медиков – подписывает специальный документ о том, что по собственному желанию остается у поврежденного грузовика, у которого сломан передний мост. С этого мгновенья для организаторов гонки ни человека на трассе, ни вышедшего из строя автомобиля не существует. Таковы правила игры, которая зовется автомарафоном. И только команда знает: ее кредо – ни при какой ситуации не бросать своего товарища и технику, в который вложен колоссальный труд всего коллектива автозавода в беде, и чего бы ни стоило приходить на помощь. Ралли стремительно уходит на тысячи километров вперед, пересекая границы африканских стран, а камазовская техничка пробирается на помощь Айдару Беляеву. Травмированный штурман в буквальном смысле в осаде – продолжаются военные действия между враждующими в этом районе группировками, в нескольких километрах догорает подорвавшийся на мине МАН немецкой команды – ждет помощи. Не просто ждет, но и пытается восстановить поврежденный узел. Сухой паек гонщика – на одни сутки, запас питьевой воды – на одни сутки. И только безмерна готовность к любым испытаниям. Через три дня на горизонте появляется знакомый силуэт командной технички… При его активном участии, как директора департамента специализированной техники НТЦ ОАО «КАМАЗ», созданы гоночные грузовики, на которых команда «Камаз-мастер» стала трехкратным обладателем кубка мира по внедорожным ралли-рейдам, шестикратным победителем супермарафона «Париж-Дакар», многократным чемпионом России. В 2002 году, также при непосредственном участии Айдара Беляева была создана новейшая модель спортивного автомобиля КамАЗ-4911 EXTREME.


Назад