13 Января 2007 года День отдыха Бивуак в Атаре – это день отдыха для экипажей команд, которые имеют специальную группу «ассистанс» и могут себе позволить не участвовать в ремонтных работах. А для тех экипажей, которые потеряли в пустыне по пути в Атар часть своих техничек, этот день можно рассматривать как день отдыха только с точки зрения смены рода деятельности. И немаловажное значение для восстановления сил имеет горячий обед, который уже в течении 7 дней участникам заменял сухой паек, выдаваемый организаторами на каждый этап. Этот день дает возможность отставшим участникам, застрявшим в песках и солончаках или получившим серьезные технические поломки на трассе предыдущих этапов, наконец-то догнать караван гонки, который по принципу ралли-рейда ежедневно перемещается на 600-800 км, неумолимо удаляясь от выбывших участников. А вот для механиков этот день можно назвать днем отдыха только в кавычках. Свободные от гонки полтора суток команды используют не только для проведения ежедневных ремонтных работ, на которые, как правило, употребляется ночь, но и для производства трудоемких регламентных замен крупных агрегатов и профилактических работ систем двигателя, которые будут длиться в течение всего дня до поздней ночи. Сегодня механики, а не гонщики – герои дня. Сегодня они демонстрируют свое профессиональное мастерство и самоотверженный труд. От их технической грамотности и качества произведенных работ зависит надежность спортивного автомобиля и в конечном итоге – успех команды. Вообще говоря, в ралли-марафоне «Дакар» зависимость успеха команды от работы и поведения каждого в отдельности члена команды приобретает максимальное выражение. Мне могут возразить – это не удивительно, в любом виде спорта успех зависит от каждого члена спортивного коллектива. Да, но на «Дакаре» цена потери слишком велика, порой невосполнима. Здесь нет многочисленных розыгрышей мяча и возможностей отыграться или заработать очки при встрече с другим соперником в следующем раунде, тайме или периоде. Их не будет. Ты должен выигрывать здесь и сейчас. И в каком еще виде спорта жизнь спортсменов настолько зависит от каждой мелочи и незаметной оплошности, как это происходит на Дакаре. Дакар-2007 продолжил зловещую статистику смертей. Погибший южноафриканский мотогонщик, который, прежде чем стартовать на Дакаре, 2 года изучал гонку в составе ассистанс – 38 жертва за 29 лет проведения соревнований. Поэтому на технический персонал команды ложится огромная о выявлять и устранять появившиеся трещины и разрушения деталей автомобилей, не допускать технических неисправностей, которые могут повлечь за собой прямо или косвенно (когда экипаж начинает нагонять упущенное на устранение неисправности время, в пылу горячности упуская адекватную оценку ситуации на дороге) эксцесс на трассе. Деловитость и серьезность, отчетливо выраженная в глазах наших механиков во главе с Василием Квачевым, убеждают в полном понимании важности своей роли технического персонала команды. Ф.Кабиров *** Не знаю, с чем можно сравнить Дакар по сложности организации. Думаю, среди всех спортивных состязаний, проводящихся в мире, Дакар стоит на третьем месте после Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу, а по ряду проблем превосходит и их. Попробуйте себе представить караван в 3 тысячи человек, ежедневно передвигающийся по местам, достаточно плохо приспособленных для жизни, а иногда и вовсе не приспособленных. Поэтому, помимо чисто спортивной составляющей – а она сама по себе чрезвычайно хлопотна и трудозатратна – необходимо организовать транспортировку, проживание, кормежку всех сопровождающих караван людей, а также обеспечить возможность журналистам круглосуточно сообщать в свои страны горячие новости с трасс. Можно по разному относиться к французам, но в их блестящих организаторских способностях я убедился. Как выглядит все это с точки зрения журналиста или Тим-менеджера, передвигающегося на самолете? С раннего утра с интервалом в полчаса самолеты (их больше десятка, в основном это наши АН) начинают перевозить грузы и людей к финишу следующего этапа. Все бивуаки жестко привязаны к аэродромам, поэтому организаторы иногда бывают связаны в выборе трассы гонки – как бы она не пролегала, лиазон должен заканчиваться у аэродрома. Аэродромы очень разные – от вполне европейского в ЭрРашиди до навеса с прохудившейся крышей, более всего напоминающий ток в глухой тамбовской деревне, в Зуерате. Итак, в течении 4-5 часов все хозяйство перемещается на 600-800 км. К прилету людей уже развернуты все службы: пресс-центр, передвижной телецентр (он находится непосредственно в самолете), центры мобильной и спутниковой связи, компьютерный центр, столовые и т.п. Слегка перекусив, журналисты припадают к своим компьютерам и начинают готовить репортажи, пользуясь оперативной информацией с трассы, рассказами первых финишировавших, официальными коммюнике, а также слухами и сплетнями. Так, о драке Сусы со своим штурманом Шульцом через час знали уже все. Аэропорты, как правило, охраняются внешне довольно строго, но местные умудряются просачиваться на бивуак и бродят от лагеря к лагерю, предлагая купить блок «Галуаза», какие-нибудь сувениры или попросту клянча «кадо», т.е.подарок. Чисто туристических впечатлений у меня немного – за все время лишь сегодня удалось на пару часов вырваться из бивуака и посмотреть Атар и окрестности – но крайняя нищета основной массы населения видна и так. В Зуерате я немного задержался на бивуаке, где кормят пилотов и механиков, и стал свидетелем, как мавританцы после ухода европейцев стали собирать абсолютно все отходы, которые остались там – не только пищевые отходы, но и бутылки, коробки, бумагу, обрывки картона, в общем, все то, что мы засовываем в мусорные ящики. В моих словах нет ни тени осуждения или насмешки – природа здесь суровая, экономика неразвита, люди ищут любую возможность жить и выживать. Честь и хвала им за это. Для тех городков, где проходит Дакар, приезд каравана – счастье. Люди за один день зарабатывают на месяцы жизни. Сегодня в Атар прилетело 2000 французских туристов посмотреть бивуак. Толпы французов бродят по лагерю, беспрерывно снимая все на камеры и фотоаппараты, правда, не мешая особенно работать. Так вот они оставят в городских лавках столько денег, что тысячи, а может, и десятки тысяч мавританцев смогут прожить до следующего Дакара. Возвращаюсь к жизни бивуака. Команды живут своей жизнью, довольно изолированно, но не в силу нелюдимости, а в силу крайней занятости. В целом же отношения вполне доброжелательны. Об участии, проявленном к нашей команде в связи с аварией экипажа Чагина, мы уже писали. До сих пор постоянно подходят самые разные люди и спрашивают о здоровье ребят. Вчера наш бивуак навестил посол России в Мавритании г-н Рогов. Вчера же, ближе к вечеру, приехала еще группа россиян из Нуакшота – геологи и нефтяники, которые преодолели 500 км для того, чтобы пожелать КАМАЗу удачи. Сегодня Сергей Решетников сварил казан доброго плова, и его хватило не только на всю команду, но и на всех россиян, живущих с нами в одном лагере – джиперов и телевизионщиков. Сейчас у нас гостят Л.Новицкий, А.Беркут, О.Тюпенкин, К.Жильцов, которые активно обсуждают с нашими ребятами перипетии гонки. Регулярно заходит Л.Майоров – самый авторитетный автомобильный журналист России. Он, кстати, считает, что у «КАМАЗ-мастера» есть шанс отыграть у Стейси эти два часа на ближайших трех этапах. Потом сделать это будет уже нереально. Впрочем, это общее мнение. Солнце клонится к вечеру. Темнеет здесь мгновенно. Завтра один из самых трудных этапов Атар-Тишит. Он сложен не только своей протяженностью (почти 600 км, четверть из которых - песок),но и тем, что после этапа экипажи будут лишены возможности получить помощь техничек. Технички напрямую уходят в Нему. А Э.Николаеву и Э.Куприянову завтра предстоит бессонная ночь. В.Самойлов www.kamazmaster.ru
8 800 775 0000
Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"
Назад