Свердловской железной дороге исполняется 135 лет

Днем рождения Свердловской железной дороги считается 14 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года, когда открылось регулярное движение поездов на участке Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург. На протяжении всех 135 лет Свердловская магистраль является одним из ключевых элементов транспортной системы страны, флагманом развития железнодорожной отрасли.
Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 году в Нижнем Тагиле крепостными крестьянами Ефимом и Мироном Черепановыми был изобретен и построен первый паровоз – «пароходный дилижанс», и чугунная дорога для него. Изобретение Черепановых стало импульсом железнодорожного строительства в стране. Уральская Горнозаводская дорога, соединившая Пермь и Екатеринбург, стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности с горным рельефом. С началом ее эксплуатации число промышленных предприятий Урала и Сибири стало интенсивно расти. Как часть Великого Сибирского пути магистраль имела огромное значение для освоения Сибири и Дальнего Востока, для экономики и обороны России. В конце 1885 года была построена железнодорожная ветка Екатеринбург – Тюмень, которая в январе 1888 года была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, получившую название Уральская железная дорога. Таким образом были соединены бассейны Камы и Оби. В 1896 году было закончено строительство железнодорожной ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. В конце XIX века дорога была проложена от Перми через Вятку до Котласа. Вначале 1900-х годов она стала именоваться Пермской, ее протяженность превысила 2100 верст. В сентябре 1919 года к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. Протяженность дороги на 1 июня 1920 года составила 3891 версту. В 1919 году Народный комиссариат путей сообщения принял решение перевести управление Дороги из Перми в Екатеринбург.
За годы Гражданской войны железной дороге был причинен огромный ущерб: разрушено 226 мостов, 70 станционных зданий, выведен из строя подвижной состав. В 20-е годы 20-го столетия первоочередной задачей стало восстановление дороги. Начиная с 30-х годов, железная дорога не раз была реорганизована. В 1934 году Пермская железная дорога разукрупнена на Пермскую и Южно-Уральскую. В 1936 году Пермская дорога переименована в железную дорогу им. Кагановича. Позднее - в 1953 году - Пермская и Свердловская дороги были объединены в Свердловскую железную дорогу с управлением в Свердловске. В годы Великой Отечественной войны по важнейшей транспортной артерии страны на восток были эвакуированы сотни предприятий, а их продукция бесперебойно доставлялась на фронт. В сложных условиях военного времени железнодорожники смогли обеспечить не только перевозки растущих объемов грузов, но и развитие инфраструктуры. С окончанием войны нагрузка на железную дорогу не уменьшилась. Многие предприятия, эвакуированные из европейской части страны и оставшиеся на Урале, активно наращивали объемы производства. Поэтому актуальной стала проблема увеличения пропускной способности дороги. В этот период активизируется прокладка вторых путей, прежде всего, на главном ходу, осуществляется электрификация магистрали, повышается эффективность перевозок. В 1960 – 70-х годах для освоения природных ресурсов северных регионов страны были проложены железнодорожные линии к основным центрам нефте- и газодобычи. В 1978 году, в год столетия магистрали, было образовано Сургутское отделение СвЖД.
В начале третьего тысячелетия началась масштабная реформа железнодорожной отрасли. В 2003 году СвЖД стала филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которому были переданы функции реорганизованного министерства путей сообщения. Основной задачей компании стала принципиальная модернизация железнодорожной инфраструктуры, увеличение пропускной и провозной способности основных магистралей, выведение грузовых и пассажирских перевозок на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. С начала 2000-х на СвЖД активно внедряются передовые технологии организации перевозочного процесса с использованием современных автоматизированных комплексов, систем обеспечения безопасности движения поездов, современных средств технической диагностики, передачи данных, информатизации, связи и других инноваций.
В настоящее время Свердловская железная дорога входит в первую тройку крупнейших железнодорожных магистралей России и представляет собой мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом, обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с центральными, восточными и западными регионами России и зарубежными странами. Протяженность Свердловской железной дороги – 7 165 км, развернутая длина – 9609 км. С запада на восток она протянулась на полторы тысячи километров, а в северном направлении пересекает Полярный круг. СвЖД является основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и обслуживает территорию площадью 1,8 млн кв. км (10,5 % территории Российской Федерации) с населением более 10 миллионов человек (7,4 % населения страны). На СвЖД расположена 421 станция, 13 локомотивных эксплуатационных и 7 ремонтных депо. Парк локомотивов превысил 1660 единиц. Ежесуточно по магистрали курсируют 40 пассажирских, 409 пригородных, 330 грузовых поездов. В границах дороги осуществляют свою деятельность 22 филиала ОАО «РЖД» и их структурных подразделений, 29 дочерних и зависимых общества и их филиалов. Численность персонала подразделений, осуществляющих деятельность на территории Свердловской железной дороги – 91 тыс. человек. К СвЖД примыкает разветвленная сеть подъездных путей промышленного железнодорожного транспорта, обслуживающих предприятия горно-рудной, угольной, металлургической, торфодобывающей, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и многих других. На долю СвЖД приходится более 10% сетевых объемов погрузки, в том числе таких важнейших грузов, как нефть, цветные металлы, лесные и строительные грузы. По основным показателям СвЖД входит в первую тройку дорог России. Услугами магистрали пользуются более 12000 промышленных предприятий. За 9 месяцев 2013 года на СвЖД погружено 95,5 млн тонн грузов, отправлено 2,9 млн пассажиров. В бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды перечислено 12,9 млрд рублей. С 2009 года по 2013 год объем инвестиций ОАО "РЖД" в развитие Свердловской магистрали составил 112,7 млрд. рублей. Основными направлениями инвестиционной программы являются усиление мощности инфраструктуры, строительство вторых и удлинение станционных путей, реконструкция сортировочных горок, обновление тягового подвижного состава. В настоящее время реализуются такие масштабные инфраструктурные проекты, как развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево со строительством вторых путей и разъездов (в текущем году планируется принять в эксплуатацию 5 перегонов), развитие Екатеринбургского узла в соответствии с Генеральной схемой, реконструкция четной сортировочной системы станции Екатеринбург-Сортировочный (парк приема и сортировочная горка), развитие станции Седельниково и реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), развитие главного хода дороги для организации тяжеловесного движения поездов весом 9000 тонн.
Ведется подготовка к реализации проектов по строительству третьего пути на участке Косулино – Баженово – Тюмень (290 км), выносу грузового движения из центральной части города Екатеринбурга за счет усиления Северного обхода Екатеринбургского железнодорожного узла, реконструкции вокзального комплекса Екатеринбург, строительству третьего пути на участке Пермь-Сортировочная – Курья – Менделеево, развитию направления Соликамск – Пермь-Сортировочная, в т.ч. Березниковско-Соликамского узла, развитию Тюменского железнодорожного узла, электрификации участка Войновка – Тобольск. Реализация данных проектов позволит к 2020 году обеспечить погрузку в объеме 177 млн тонн, грузооборот в 230 млрд. ткм, поднять средний вес поезда, увеличить участковую скорость и производительность локомотива.