8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Свердловской железной дороге исполняется 135 лет

14 октября 2013 г.

Днем рождения Свердловской железной дороги считается 14 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года, когда открылось регулярное движение поездов на участке Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург. На протяжении всех 135 лет Свердловская магистраль является одним из ключевых элементов транспортной системы страны, флагманом развития железнодорожной отрасли.

 

 

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 году в Нижнем Тагиле крепостными крестьянами Ефимом и Мироном Черепановыми был изобретен и построен первый паровоз – «пароходный дилижанс», и чугунная дорога для него. Изобретение Черепановых стало импульсом железнодорожного строительства в стране. Уральская Горнозаводская дорога, соединившая Пермь и Екатеринбург, стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности с горным рельефом. С началом ее эксплуатации число промышленных предприятий Урала и Сибири стало интенсивно расти. Как часть Великого Сибирского пути магистраль имела огромное значение для освоения Сибири и Дальнего Востока, для экономики и обороны России. В конце 1885 года была построена железнодорожная ветка Екатеринбург – Тюмень, которая в январе 1888 года была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, получившую название Уральская железная дорога. Таким образом были соединены бассейны Камы и Оби. В 1896 году было закончено строительство железнодорожной ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. В конце XIX века дорога была проложена от Перми через Вятку до Котласа. Вначале 1900-х годов она стала именоваться Пермской, ее протяженность превысила 2100 верст. В сентябре 1919 года к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. Протяженность дороги на 1 июня 1920 года составила 3891 версту. В 1919 году Народный комиссариат путей сообщения принял решение перевести управление Дороги из Перми в Екатеринбург.

За годы Гражданской войны железной дороге был причинен огромный ущерб: разрушено 226 мостов, 70 станционных зданий, выведен из строя подвижной состав. В 20-е годы 20-го столетия первоочередной задачей стало восстановление дороги. Начиная с 30-х годов, железная дорога не раз была реорганизована. В 1934 году Пермская железная дорога разукрупнена на Пермскую и Южно-Уральскую. В 1936 году Пермская дорога переименована в железную дорогу им. Кагановича. Позднее - в 1953 году - Пермская и Свердловская дороги были объединены в Свердловскую железную дорогу с управлением в Свердловске. В годы Великой Отечественной войны  по важнейшей транспортной артерии страны на восток были эвакуированы сотни предприятий, а их продукция бесперебойно доставлялась на фронт. В сложных условиях военного времени железнодорож­ники смогли обеспечить не только перевозки растущих объе­мов грузов, но и развитие инфраструктуры. С окончанием войны нагрузка на железную дорогу не уменьшилась. Многие предприятия, эвакуированные из европейской части страны и оставшиеся на Урале, активно наращивали объемы производства. Поэтому актуальной ста­ла проблема увеличения пропускной способности дороги. В этот период активизируется прокладка вторых путей, прежде все­го, на главном ходу, осуществляется электрификация магистрали, повышается эффективность перевозок. В 1960 – 70-х годах для освоения  природных ресурсов северных регионов страны были проложены железнодорожные линии к основным центрам нефте- и газодобычи. В 1978 году, в год столетия магистрали, было образовано Сургутское отделение СвЖД.

В начале третьего тысячелетия началась масштабная реформа железнодорожной отрасли. В 2003 году СвЖД стала филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которому были переданы функции реорганизованного министерства путей сообщения. Основной задачей  компании стала принципиальная модернизация железнодорожной инфраструктуры, увеличение пропускной и провозной способности основных магистралей, выведение грузовых и пассажирских перевозок на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. С начала 2000-х на СвЖД активно внедряются передовые технологии организации перевозочного процесса с использованием современных автоматизированных комплексов, систем обеспечения безопасности движения поездов, современных средств технической диагностики, передачи данных, информатизации, связи и других инноваций.

 В настоящее время Свердловская железная дорога входит в первую тройку крупнейших железнодорожных магистралей России и представляет собой мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом, обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с центральными, восточными и западными регионами России и зарубежными странами. Протяженность Свердловской железной дороги – 7 165 км, развернутая длина – 9609 км. С запада на восток она протянулась на полторы тысячи километров, а в северном направлении  пересекает Полярный круг. СвЖД является основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и обслуживает территорию площадью 1,8 млн кв. км (10,5 % территории Российской Федерации) с населением более 10 миллионов человек (7,4 % населения страны). На СвЖД расположена 421 станция, 13 локомотивных эксплуатационных и 7 ремонтных депо. Парк локомотивов превысил 1660 единиц. Ежесуточно по магистрали  курсируют 40 пассажирских, 409 пригородных,  330 грузовых поездов. В границах дороги осуществляют свою деятельность 22  филиала ОАО «РЖД» и их структурных подразделений, 29 дочерних и зависимых общества и их филиалов. Численность персонала подразделений, осуществляющих деятельность на территории Свердловской железной дороги – 91 тыс. человек. К СвЖД примыкает разветвленная сеть подъездных путей промышленного железнодорожного транспорта, обслуживающих предприятия горно-рудной, угольной, металлургической, торфодобывающей, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и многих других. На долю СвЖД приходится более 10% сетевых объемов погрузки, в том числе таких важнейших грузов, как нефть, цветные металлы, лесные и строительные грузы. По основным показателям СвЖД входит в первую тройку дорог России. Услугами магистрали пользуются более 12000 промышленных предприятий. За 9 месяцев 2013 года на СвЖД погружено 95,5 млн тонн грузов, отправлено 2,9 млн пассажиров. В бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды перечислено 12,9 млрд рублей. С 2009 года по 2013 год объем инвестиций ОАО "РЖД" в развитие Свердловской магистрали составил 112,7 млрд. рублей. Основными направлениями инвестиционной программы являются усиление мощности инфраструктуры, строительство вторых и удлинение станционных путей, реконструкция сортировочных горок, обновление тягового подвижного состава. В настоящее время реализуются такие масштабные инфраструктурные проекты, как развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево со строительством вторых путей и разъездов (в текущем году планируется принять в эксплуатацию 5 перегонов), развитие Екатеринбургского узла в соответствии с Генеральной схемой, реконструкция четной сортировочной системы станции Екатеринбург-Сортировочный (парк приема и сортировочная горка), развитие станции Седельниково и реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), развитие главного хода дороги для организации тяжеловесного движения поездов весом 9000 тонн.

Ведется подготовка к реализации проектов по строительству третьего пути на участке Косулино – Баженово – Тюмень (290 км), выносу грузового движения из центральной части города Екатеринбурга за счет усиления Северного обхода Екатеринбургского железнодорожного узла, реконструкции вокзального комплекса Екатеринбург, строительству третьего пути на участке Пермь-Сортировочная – Курья – Менделеево, развитию направления Соликамск – Пермь-Сортировочная, в т.ч. Березниковско-Соликамского узла, развитию Тюменского железнодорожного узла, электрификации участка Войновка – Тобольск. Реализация данных проектов позволит к 2020 году обеспечить погрузку в объеме 177 млн тонн, грузооборот в 230 млрд. ткм, поднять средний вес поезда, увеличить участковую скорость и производительность локомотива.

 


Назад