8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Десять лет назад Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги открыл экспозицию в историческом здании первого железнодорожного вокзала Екатеринбурга

16 октября 2013 г.

Десять лет назад, 17 октября 2003 года, состоялось торжественное открытие обновленной экспозиции Музея истории науки и техники Свердловской железной дороги, которая разместилась в здании первого железнодорожного вокзала Екатеринбурга (построен в 1878 году по проекту архитектора П.П. Шрейбера; является памятником архитектуры ХIХ века и объектом культурного наследия Российской Федерации). Ранее с 1971 года музей размещался в помещениях Дворца культуры железнодорожников.

Здание вокзала после реставрации преобразилось – был полностью восстановлен исторический облик фасадов, воссозданы интерьеры. Первый железнодорожный вокзал является одним из немногих памятников архитектуры того времени, сохранившихся до наших дней в неизмененном виде и, безусловно, представляет большую историческую и культурную ценность. На открытой площадке, предваряющей вход в музей, посетителей встречают скульптуры, олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох – начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Непосредственно перед входом расположилась группа "Пассажиры", иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры – скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев. Скульптуры удачно обыгрывают представленные здесь же натурные экспонаты: тележку для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством. Внутреннюю экспозицию музея, которая размещена на площади более 800 кв. м, условно можно разделить на две части: историческую и техническую. Историческая часть включает период от создания первого в России паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми до современного периода реформирования транспорта: строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы. Для достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов здесь широко представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов – рельсов, средств связи и др., воссозданы рабочие места машиниста электровоза ВЛ11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта. Также в помещении музея размещены действующие макеты железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда, представляющих паровозную и электровозную виды тяги, представлена объемная карта-схема Свердловской железной дороги, иллюстрирующая этапы её электрификации. На площадке музея проводятся различные тематические выставки, специальные мероприятия. Также музей выполняет важные функции обучения и профориентации, расширяя знания об отрасли, и помогает определиться с выбором профессии.

 


Назад