8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Алексей Миронов: Необходимо ускорить формирование законодательной базы, обеспечивающей паритет интересов грузоотправителей, операторов и железной дороги

23 мая 2012 г.

Депутатские слушания, посвященные вопросу реализации реформы железнодорожного транспорта, были проведены в Законодательном собрании Свердловской области по инициативе Комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике. В обсуждении 21 мая участвовали представители органов исполнительной и законодательной власти региона, союзов и ассоциаций, промышленных предприятий и транспортных компаний, а также руководители Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», структурных подразделений и дочерних обществ ОАО «РЖД» на полигоне дороги.

- Пройденный за время реформы путь создал определенные положительные предпосылки в развитии железнодорожного транспорта, в обновлении подвижного состава, создании новых рабочих мест в регионе, - отметил начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов. - Вместе  с тем необходимо совместными усилиями ускорить формирование законодательной базы, которая могла бы обеспечить паритет интересов грузоотправителей, грузовладельцев, операторов подвижного состава, ОАО «РЖД», и направить наши усилия на повышение эффективности работы отрасли. 

Алексей Миронов напомнил участникам слушаний, что в конце 90-х годов экономика страны находилась в глубочайшем кризисе, и это не могло не отразиться на работе транспортной отрасли. Объемы перевозок по Свердловской дороге в 1998 году упали более чем в 2 раза по отношению к 1988 году. В целях сохранения основного контингента железнодорожников и снижения эксплуатационных расходов консервировались и демонтировались неиспользуемые мощности инфраструктуры, проводилась оптимизация штата работников. Износ основных фондов превысил 50%, а по локомотивам - более 80%. Стремительно старел длительно не обновляемый парк вагонов. При этом ежегодно списывалось в десять раз больше вагонов, чем поставлялось новых. Рабочий парк снизился более чем на 200 тысяч единиц и составил в 2001 году 800 тысяч. Потребовалось проведение коренной реформы отрасли.В результате реформ удалось в основном удовлетворить растущий спрос на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом. В целом за 2005-2010 годы построено свыше 1000 км новых линий и вторых путей, более 850 км станционных путей, электрифицировано около 740 км железнодорожных путей. Это является реальным результатом повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта и поддержки транспортного машиностроения.В период с 2001 по 2010 год грузооборот на железнодорожном транспорте вырос на 40,3%, повысив свою долю в структуре грузооборота транспортной системы страны на 4,1%. Обеспечено динамичное развитие конкуренции. Доля приватного парка (с учетом ДЗО ОАО «РЖД») на 1 сентября 2011 года составила свыше 90%, на 1 февраля 2012 года – 92%.Развитие рынка операторских услуг позволило привлечь более 500 млрд рублей инвестиций в модернизацию парка грузовых вагонов. Вагонный парк активно увеличивается и обновляется - сегодня на сети эксплуатируется 112 тысяч вагонов 2010 и 2011 годов выпуска.

Наиболее значимой задачей в области реформирования стало формирование конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами. По инициативе ОАО «РЖД» рассматривался вариант сохранения около 50% вагонного парка в структуре ОАО «РЖД» с одновременным дерегулированием «вагонной составляющей» в тарифе на перевозку в инвентарных вагонах. Однако Правительственной комиссией был принят вариант, предусматривающий полную ликвидацию инвентарного парка путем передачи вагонов ОАО «РЖД» в создаваемые дочерние операторские компании. В соответствии с Целевой моделью и решением Совета директоров ОАО «РЖД» были созданы в 2007 г. «Первая грузовая компания, а в 2010 г. – «Вторая грузовая компания».Напомним, согласно Целевой модели транспортного рынка от 2011 года, ОАО «РЖД» будет организационно включать в себя функции владельца инфраструктуры общего пользования и общесетевого перевозчика, перевозящего грузы в вагонах операторских компаний и порожние вагоны. В настоящее время из 1940 собственников подвижного состава 95% владеют парком от нескольких единиц до нескольких сотен грузовых вагонов. При этом почти половина имеют в собственности менее 20 вагонов.

Правительственной комиссией по транспорту и связи ОАО «РЖД» было дано поручение доработать в 2012 году и внедрить с 1 января 2013 года эффективную технологию управления вагонами в условиях множественности операторов подвижного состава. Основные принципы технологии управления вагонными парками - переход на месячное планирование погрузки и такое же по срокам планирование перевозок порожних вагонов. Для внедрения новой технологии необходимо завершить формирование законодательной базы и  поддержать предложения ОАО «РЖД».Как отметил в своем докладе Алексей Миронов, консолидация 450 тыс. полувагонов под управлением ОАО «РЖД» сроком на 5 лет с выплатой фиксированной ставки операторам подвижного состава, при сохранении рыночного регулирования для оставшейся части приватного парка, позволит добиться сокращения порожнего пробега на 10—12 процентов, сократить встречные порожние пробеги и существенно разгрузить инфраструктуру дороги.За последние три года нормативно-правовая база претерпела значительные изменения, вместе с тем, принятых мер недостаточно. ОАО «РЖД» подготовлен ряд предложений по внесению дополнений и изменений в целый ряд российских законов, касающихся железнодорожного транспорта. В частности, необходимо законодательно закрепить ответственность собственников приватных вагонов за непроизводительное занятие путей общего пользования, финансовую ответственность за встречное перемещение порожних вагонов и т. д.

- Необходимо усовершенствовать законодательную базу таким образом, чтобы единая структура могла управлять (не владеть!) консолидированным парком из большей части приватных полувагонов, обращающихся сегодня на сети, координируя этот процесс и увязывая его с технологией  работы железнодорожного транспорта в целом, - подчеркнул Алексей Миронов.

 

 


Назад