8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Штрафы в электричках должны стать больше, а проездные – выгоднее

31 мая 2012 г.

Что ждет пассажиров электричек этим летом? Будет ли дорожать проезд, появятся ли в вагонах кондиционеры ? Когда билеты можно будет покупать через Интернет? Обо всем этом в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим ШНЕЙДЕР.

ЧТО ДАЛА РЕФОРМА

- Максим Александрович, реформа пригородного комплекса началась несколько лет назад. Созданы пассажирские пригородные компании (ППК). Что это дало РЖД, пассажирам?

- Правительство разделило сферы ответственности: раньше РЖД обеспечивало и инфраструктуру, и одновременно являлось перевозчиком. Теперь в России создано 26 пригородных компаний с участием региональных властей. И для ППК - это на 100 процентов их бизнес, их зона ответственности. Что должно сказаться на качестве оказываемых пассажирам услуг.

- А какие функции в пригородном сообщении остались за РЖД?

- Мы выполняем системообразующую функцию, обеспечиваем инфраструктуру: содержание и ремонт путевого хозяйства, вокзалов, остановочных платформ.

Кроме того, учитывая, что ППК пока не владеют собственным подвижным составом, его предоставляет РЖД. И выполняет большую часть функций по его обслуживанию.

- А за тарифы, за частоту движения электричек кто отвечает?

- Это зона ответственности региональных властей. Регион определяет, в каком объеме должны выполняться перевозки, с каким временным интервалом. Власти устанавливают и тарифы. Чтобы они не стали неподъемными для пассажиров, регион вправе их дотировать.

- То есть почему мою электричку отменили, у кого теперь спрашивать?

- Возможны две причины отмены. Это либо временные меры, связанные с ремонтом пути. Летом, как правило, вводятся регламентные «окна», из-за чего происходят изменения в расписании или даже отмена некоторых поездов.

Вторая причина, основная, - это политика региональных властей, направленная на экономию бюджета. В прошлом году подобная ситуация была в Самарской области, правительство региона объявило о сокращении объема движения поездов вдвое. И мы получили шквал обращений от недовольных граждан. Самарская область мгновенно нашла средства для возмещения выпадающих доходов пригородной компании, движение было восстановлено.

- И сейчас проблемных регионов не осталось?

- Остались. Это Владимирская область, Курганская, Тверская, Приморский край - власти этих регионов ни одной копейки не запланировали на обеспечение выпадающих доходов перевозчиков.

- Возможно ли, что завтра в каком-то из регионов электрички не выйдут в рейс?

- РЖД не отменяет ни одну электричку по собственной инициативе, напротив, мы проводим целый ряд встреч с губернаторами, с полномочными представителями президента, чтобы привлечь внимание к проблеме. Власти страны заявили, что в будущем мы вернемся к прямым выборам губернаторов, и я уверен, что они будут в большей степени реагировать на нужды граждан в части пригородного транспорта. А вот если губернаторы не будут оплачивать свой заказ пригородным компаниям, то да, поезда могут и не выйти.

КОНДИЦИОНЕР НЕ РОСКОШЬ, НО…

- Но ведь РЖД не снимает с себя ответственности за то, что вагоны старые, без кондиционеров?

- Не снимает и не снимало. Но, я думаю, большинство пассажиров все-таки заметили, что пригородный комплекс сейчас находится в лучшем состоянии, чем еще несколько лет назад. Да, вагоны зачастую не новые, но они отремонтированы, стеклопакеты на месте.

Ежедневно в путь отправляется 6500 поездов по всей стране, а если взять только Московский узел, то это 450 составов. И по итогам прошлого года расходы холдинга РЖД на пригородный комплекс в целом по стране составили 90 млрд. рублей, а доходы только 41 млрд. Но, несмотря на это, РЖД опережающими темпами вкладывает средства в обновление подвижного состава, за последние три года - 33 млрд. рублей, а за 5 лет с 2007 года - более 50 млрд. руб.

- Сколько новых электричек можно купить на эти деньги?

- Если состав с полной системой кондиционирования, другими новыми решениями, он стоит 200 -250 млн. рублей. То есть на эти деньги приобретено около 200 новых составов.

- На всю страну это мало.

- Учитывая убытки, о которых я говорил, это не так уж и немало. Добавьте к этому еще две тысячи вагонов, которые были полностью отремонтированы.

Но по-хорошему, конечно же, нужно покупать 30 - 40, а лучше 50 новых электропоездов в год. Для этого регионам нужно закладывать в экономически обоснованный тариф инвестиционную составляющую. По нашим расчетам - это 20%.

- Приходит новая электричка на дорогу. Через какое время она превращается в старую и разбитую?

- В регионах серьезные работы по обновлению требуются примерно через 10 лет. В Москве и Санкт-Петербурге уже через три-четыре года: здесь составы эксплуатируются более интенсивно и случаев вандализма довольно много.

ВЫТЕСНИТЬ КОРОБЕЙНИКОВ

- Торговля в электричках страшно раздражает: постоянные выкрики коробейников, антисанитария, низкое качество товаров. Можно ли с этим что-то сделать?

- Пригородные компании не вправе противодействовать, нельзя ни высадить коробейников, ни тем более конфисковать товар. Поэтому мы развиваем легальную торговлю, создана Железнодорожная торговая компания, и если мы предоставим качественную альтернативу, то сможем вытеснить нелегальных торговцев.

ВОПРОСЫ ОТ СЛУШАТЕЛЕЙ

Билет через Интернет

- Здравствуйте! Меня зовут Ирина, на моей платформе нет кассы. Как мне купить билет?

- В России 15 тысяч остановочных платформ, и открыть кассу на каждой невозможно да и нецелесообразно. Вы можете приобрести билет непосредственно в электропоезде, у разъездного кассира, за прошлый год их количество удвоено.

- Может быть, пора уже через Интернет билеты продавать?

- В Москве на все скорые электрички билеты уже продаются через Интернет. И мы развиваем этот сервис: скоро через Интернет можно будет не только купить билет и на обычную электричку, но и получить в SMS-сообщении штрих код для прохода через турникет на свой мобильный телефон.

Сеть билетных автоматов тоже расширяется, мы стимулируем пригородные компании, чтобы такие автоматы были не только на станциях, но и в крупных торговых центрах, например. Чтобы там продавались карточки - так называемые «вездеходы», которые можно будет пополнять на нужное количество поездок через Интернет.

В течение еще трех - пяти лет мы планируем свести к минимуму продажи бумажных билетов. Но, конечно же, кто к ним привык, будут иметь возможность по-прежнему их покупать - в кассах или автоматах.

- Спасибо!

- Здравствуйте, это Ольга. Как РЖД борется с зайцами? Вроде и турникеты поставили, и контролеров много, а национальный вид спорта - перебеги из одного вагона в другой -все равно процветает.

- С безбилетников в прошлом году дополнительно собрали 1,5 млрд. рублей только в московском регионе.

- Наверное, штрафы нужно увеличить? В Европе один раз заплатишь - долго не захочется ездить без билета.

- Когда было МПС, это было министерство, оно могло самостоятельно брать штрафы. Теперь же РЖД, пригородные компании - это акционерные общества, и самостоятельно брать штрафы они не могут, только через мировой суд. А это очень длительная и затратная процедура, которая 100 рублей штрафа не стоит. РЖД уже второй год выходит с предложениями о внесении изменений в Кодекс об административных нарушениях. Есть и предложение Минтранса увеличить штрафы.

Но мы работаем и в другом направлении, это тарифная политика. Появилось 49 видов абонементных билетов - чем большее количество поездок пассажир оплачивает единовременно, тем дешевле они обходятся. Есть огромное количество предложений по стимулированию постоянных пассажиров, по изменению тарифа, например, чтобы максимальная стоимость проезда была не 300 рублей, а 120. Все это - чтобы люди честно оплачивали свой проезд.


Назад