На Свердловской железной дороге подведены итоги акции «Сохраним электричку!»

ОАО «Российские железные дороги» подводят итоги работы общественных приемных, посвященных вопросам сохранения и развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
За время акции «Сохраним электричку!» в рамках общественной приемной на СвЖД было собрано около шести тысяч обращений в адрес губернатора Свердловской области с просьбой сохранить пригородное железнодорожное сообщение в существующих объемах и выступить гарантом обеспечения полной компенсации выпадающих доходов перевозчиков.
В целом по стране в адреса губернаторов субъектов РФ с просьбой поддержать пассажирские перевозки в пригородном сообщении обратились почти 44 тыс. граждан. Общественные приемные работали с 11 по 15 ноября почти на 70 железнодорожных вокзалах России. Следующим этапом акции станет передача всех обращений в администрации губернаторов субъектов РФ в установленном порядке для дальнейшего рассмотрения.
Напомним, по законам Российской Федерации, региональные власти обязаны формировать транспортный заказ и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. При этом в их обязательства (ФЗ № 17 (ст. 8), ФЗ № 184 (п.12, ч.II ст. 26.3)) входит 100% компенсация убытков, которые несет перевозчик в результате тарифного регулирования на территории того или иного субъекта РФ. Однако ежегодно суммы, которые закладываются в региональные бюджеты на компенсацию выпадающих доходов, покрывают лишь часть понесенных перевозчиком убытков.
В границах Свердловской железной дороги только три из четырех субъектов РФ планируют обеспечить перевозчикам полную или близкую к ней компенсацию потерь в доходах. В 2013 году убытки перевозчиков прогнозируются в объеме 1,9 млрд рублей, компенсация – 1,5 млрд рублей, уровень компенсации убытков – 79%, непокрытый убыток – 401,1 млн рублей. В том числе в Тюменской области предусмотрен 100% уровень компенсации убытков (110,6 млн рублей), в Пермском крае – 92% (при компенсации 339,1 млн рублей непокрытый убыток составит 29,3 млн рублей). В Ханты-Мансийском автономном округе – 86% (при компенсации 109,4 млн рублей непокрытый убыток составит 17,5 млн рублей).
В Свердловской области убытки ОАО «Свердловская пригородная компания» прогнозируются в объеме 1 311,99 млн рублей, в бюджете предусмотрена компенсация 957,64 млн рублей (73%), непокрытый убыток составит 354,3 млн рублей. При этом для обеспечения мобильности населения существующая в настоящее время в регионе маршрутная сеть является минимально допустимой.
Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым видом транспорта. Организация региональной властью полноценного транспортного обслуживания повышает мобильность населения и обеспечивает социальную стабильность региона, что способствует экономическому развитию субъекта РФ.
Чтобы обеспечить выполнение социальных обязательств перед населением, властям регионов необходимо предусмотреть выделение средств для компенсации выпадающих доходов перевозчиков (пригородных компаний), а значит и для сохранения бесперебойной работы пригородного железнодорожного транспорта.
В настоящее время формируются параметры бюджетов на 2014 год, поэтому задача руководителей регионов – определить объемы заказов на организацию пригородных перевозок железнодорожным транспортом и предусмотреть в бюджетах необходимые средства. ОАО «РЖД» выражает надежду на эффективное взаимодействие региональных властей с пригородными пассажирскими компаниями и своевременную компенсацию потерь в доходах перевозчика от государственного регулирования тарифов.
Неисполнение данных обязательств может привести к прекращению пригородного сообщения в отдельных регионах уже с 2013 года. В тех субъектах РФ, где власти не примут меры по погашению задолженностей выпадающих доходов, объемы пассажирских перевозок будут приведены в соответствие с оплаченным заказом.