8 800 775 0000

Единый информационно-
сервисный центр



Доступность, скорость и комфорт: интервью с генеральным директором СПК Павлом Кутловским

11 ноября 2022 г.

У пригородного движения на полигоне Южно-Уральской магистрали большие перспективы

Сегодня СПК активно развивает новые сервисы, предлагает пассажирам интересные туристические направления, запускает новые маршруты и приобретает новый подвижной состав. В компании-перевозчике уверены, что перспективы у пригородного железнодорожного сообщения довольно большие.

Интервью с Павлом Кутловским, генеральным директором «Свердловской пригородной компании»

– Павел Викторович, сегодня в свою первую поездку отправится дизель-поезд «Орлан», который соединит Челябинск и Екатеринбург. В чём особенность данного маршрута? Каковы его преимущества?

– Открытие прямого железнодорожного сообщения рельсовым автобусом «Орлан» – большой шаг в повышении транспортной доступности между двумя уральскими мегаполисами – Челябинском и Екатеринбургом. С появлением РА3 у жителей двух региональных столиц будет возможность значительно экономить своё время в дороге. В настоящий момент прямое пригородное сообщение между городами отсутствует.

«Орлан» – это современный дизель-поезд малой составности отечественного производства, способный курсировать на неэлектрифицированных участках железных дорог. Он подходит для эксплуатации на участках пути, оборудованных высокими и низкими платформами. Для удобства посадки есть выдвижная ступенька, которая управляется с пульта машиниста.

Из Челябинска РА3 будет отправляться в 06.50 (здесь и далее время местное), прибывать в Екатеринбург в 10.46. Из Екатеринбурга – в 18.07, а прибывать в Челябинск в 22.04. Маршрут длиной 247 километров он преодолеет за 3 часа 56 минут.

На данный момент расписание составлено с учётом максимального удобства для обоих регионов. Однако по просьбам пассажиров расписание можно скорректировать по согласованию с правительствами областей и руководством Южно-Уральской и Свердловской железных дорог.

– В этом году в Челябинской области появился ещё один новый подвижной состав – ЭП2Д. Как новинку оценили пассажиры и каковы перспективы внедрения данных поездов на ЮУЖД?

– Новый электропоезд начал курсировать в августе на маршруте Челябинск – Миасс. Отклики более чем положительные. Некоторые люди много лет не ездили на пригородных поездах и удачно попали на наш праздничный запуск, а кто-то ждал обновления подвижного состава не один год.

Такого удобного электропоезда, не считая «Ласточек», не было не только на ЮУЖД, но и на всём полигоне деятельности компании. Напомним, СПК работает ещё и на территории Свердловской магистрали. Обновление состоялось в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД».

В ближайшем будущем ожидаем прибытие ещё четырёх составов ЭП2Д. Они будут курсировать на наиболее популярных направлениях Челябинск – Карталы и Челябинск – Миасс – Златоуст.

– Чем обусловлен выбор направления Челябинск – Миасс – Златоуст?

– Этот маршрут востребован у пассажиров. Здесь расположены садовые и дачные участки, а также излюбленные места отдыха челябинцев и гостей региона – озёра Тургояк, Еловое и Чебаркуль, природный парк «Таганай» и горнолыжный курорт «Солнечная долина».

Что касается дачников, то с мая 2022-го принято решение продлить маршрут дополнительных пригородных поездов Челябинск – Кисегач и Челябинск – Бишкиль в летний период до станции Миасс в ежедневном обращении.

Также после отмены ограничительных мер мы вернулись к практике назначения чартерных пригородных поездов. Первый в этом году подобный рейс отправился 20 сентября из Челябинска в Златоуст. На протяжении пяти дней школьники могли бесплатно путешествовать в рамках федеральной программы. Специальные социальные сертификаты получили ребята, добившиеся высоких результатов в олимпиадах, научных, культурных, спортивных мероприятиях. Кстати, для таких путешествий использовался комфортный поезд, который курсирует в зимний сезон по мультимодальному маршруту Челябинск – Миасс – ГЛК «Солнечная долина». До Златоуста он доезжает всего за два с небольшим часа. Отмечу, туристические группы перевозились с учётом всех требований безопасности. В пути следования их сопровождали сотрудники частных охранных предприятий. Комфортабельный состав следовал без остановок до Златоуста, где юных туристов ждали автобусы с профессиональными гидами. За два дня порядка тысячи ребят посетили оружейные фабрики в Златоусте, а также погуляли в природном парке «Таганай».

Чартерные туристические поезда были впервые запущены в мае 2019 года. За время работы проекта было перевезено порядка 4 тыс. человек.

– Два года назад на Южном Урале начали курсировать электропоезда «Ласточка» по маршруту Челябинск – Магнитогорск. В чём секрет их востребованности?

– Современные «Ласточки» действительно популярны. В пиковые дни билеты на рейсы раскупаются за несколько дней до поездки. Именно поэтому мы всегда рекомендуем приобретать проездные документы заранее, продажи открываются за 10 дней до отправления электропоезда. Удобный график движения, конкурентная цена и комфорт – всё это дало такой комплементарный эффект. Мы можем смело заявить, что это один из самых успешных проектов за последние годы. Здесь хочется отдельно поблагодарить министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и Южно-Уральскую магистраль. Совместными усилиям нам удалось воплотить эту идею в жизнь.

Летом этого года для удобства пассажиров рейсы № 7903/7904 Челябинск – Карталы продлены до Магнитогорска. А уже с 23 августа эти электропоезда начали ходить ежедневно. Мы видим, что совместное решение, принятое СПК и властями Челябинской области, было верным. Уже сейчас оно дало положительный результат. По итогам сентября количество пассажиров, проехавших на продлённых рейсах, выросло на 20% по сравнению с прошлогодними показателями.

Теперь у всех желающих появилась возможность совершать и туристические поездки в Магнитогорск. Расписание рассчитано так, что у граждан есть шесть часов на знакомство с городом. А посмотреть там действительно есть на что.

– Ваша компания обслуживает также и другие регионы ЮУЖД. Какие перспективы развития пригородных перевозок есть в Оренбургской и Курганской областях?

– Благодаря совместной работе с правительством Оренбургской области уже решён вопрос о запуске нового подвижного состава ЭП3Д на маршруте Оренбург – Орск в 2023 году. Это подвижной состав нового поколения. В нём есть всё для комфортной поездки – от возможности зарядки гаджетов до креплений для велосипедов. Главное отличие данной модели в том, что поезд может эксплуатироваться на железнодорожных линиях с переменным током.

– Какие технологические новшества есть в компании? Каковы результаты их использования?

– Мы продолжаем работу по введению безналичной оплаты в пригородных поездах компании. В феврале этого года в Челябинском и Курганском регионах для контролёров-кассиров закуплена новая современная контрольно-кассовая техника, проведена работа с банком по запуску технологии оплаты без сети. Сейчас во всех пригородных поездах на территории Челябинской и Курганской областей пассажир может оплатить поездку банковской картой прямо во время поездки. Результаты уже есть: за 9 месяцев 2022-го оформление с использованием карт к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 35%. В Оренбургской области оснащение новой кассовой техникой ещё продолжается. Ожидается, что безналичная оплата появится во всех поездах Оренбуржья до конца этого года.

– Какие перспективы вы видите в развитии пригородных перевозок?

– Пассажирские перевозки – это не столько бизнес, сколько реализация важнейшей функции государства обеспечить граждан максимально дешёвой, эффективной и комфортной услугой пригородных пассажирских перевозок 24 часа в сутки, семь дней в неделю на всей территории региона.

На сегодняшний день мы видим для себя три главных вектора развития компании. Во-первых, это совершенствование услуг, в том числе по продаже билетов. Мы создаём комфортную среду для клиентов, чтобы покупка проездных документов была удобной и занимала как можно меньше времени, в том числе для льготных категорий граждан.

Второй момент – это развитие маршрутной сети и туристических направлений. У нас есть позитивный опыт запуска туристических проектов на Свердловской магистрали. Это и туристический поезд сообщением Екатеринбург – Алапаевск, оформленный в бренде крупнейшего туристического проекта, рассказывающего о местах пребывания членов императорского дома Романовых, и поезд до природного парка «Оленьи ручьи» из Екатеринбурга. Это те проекты, которые показали в этом туристическом сезоне загрузку от 80% до 100%. Стоит отметить, что билеты на поезд до Алапаевска раскупаются уже за два месяца до отправления. Таким образом, поезд курсирует полностью загруженным всегда.

Учитывая этот позитивный опыт и опыт уже существующих проектов на Южном Урале, в том числе мультимодального маршрута Челябинск – Миасс – ГЛК «Солнечная долина», мы активно продолжаем развивать туризм на Южно-Уральской магистрали. К примеру, совместно с правительствами субъектов сейчас прорабатывается вопрос продления «Ласточки» из Челябинска до станции Новоабзаково, где расположен популярный горнолыжный курорт. Этот проект поддержан властями Челябинской области и Республики Башкортостан.

И третье направление – это обновление подвижного состава. Новые современные поезда позволяют сделать поездку максимально комфортной и безопасной, что привлекает новых пассажиров.

У пригорода большие перспективы. Мы видим, что пассажиры позитивно воспринимают наши новые проекты и выбирают именно железнодорожный транспорт для комфортных поездок. Поэтому впереди у нас много нового.

Газета «Гудок» («Призыв»), Лев Акимов


Назад