8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Пригородные перевозки – перспективы 2013

29 января 2013 г.

Первый пост нового делового года я решил посвятить ситуации с пригородными перевозками, которая остается наиболее проблемной для железнодорожников и болезненной для населения, особенно для жителей тех регионов, где мы вынуждены сокращать количество курсирующих электричек. ОАО «РЖД» уже обвиняют, немного-немало, в уничтожении транспортного сообщения между городами. Подобные обвинения – чистой воды популизм, рассчитанный на обывателя, который до сих пор не в курсе, что пригородные перевозки на своих территориях регулируются региональными властями. 

Именно на них законодательно возложена функция по определению количества поездов, требуемых для перевозки пассажиров, а также обязанность компенсации выпадающих доходов железнодорожников. Ощущение же такое, что эта ответственность ими до сих пор не осознается. По итогам 2012 года только 11 регионов компенсировали убытки в полном объеме. К этому списку за последние дни добавились Рязань и Сахалин, которые не только полностью возместили выпадающие доходы по прошлому году, но и предусмотрели полное покрытие убытков в 2013-м. При этом есть регионы, либо полностью игнорирующие эту обязанность, либо подходящие к ней формально. Так, например,   для сохранения транспортного обслуживания населения в Амурской области на существующем уровне в этом году необходимо заложить в бюджет 414 млн. рублей для поддержки местной ППК, но правительство области готово выделить только 3 млн., а это всего 1%(!) от необходимой суммы. Железнодорожники уже объявили об отмене ряда пригородных поездов с середины января. Еще раз подчеркиваю, что сокращение перевозок –вынужденная мера, на которую пригородные пассажирские компании идут ввиду критического финансового положения. Более того, существует даже угроза ликвидации пригородных операторов. К примеру, под вопросом дальнейшая работа Байкальской ППК в Бурятии – за 2011-2012 гг. республика задолжала ей около 100 млн. рублей, договор на 2013 год пока не подписан. Похожая ситуация в Пензенской области, там местные жители, активно пользующиеся электричками, поставили подписи под обращением к Министру финансов России о сохранении пригородных железнодорожных перевозок в регионе. Насколько мне известно, позиция Министра и Правительства в целом по этому вопросу достаточно жесткая – если до сих пор субсидии в размере 25 млрд. рублей на инфраструктурную составляющую предоставлялись из федерального бюджета, то с 2015 года финансовая ответственность за транспортное обслуживание населения практически полностью падет на региональную власть. Вероятно, ее представителям придется возвращать долг самостоятельно и искать пути рационального распределения средств.

Еще раз повторяю, что мы с себя ответственности не снимаем, но не надо сваливать все проблемы социальных перевозок только на РЖД. Для того чтобы в этом сегменте начались реальные улучшения, государство должно обеспечить их безубыточность. Тогда пригородные компании смогут и новый подвижной состав приобретать, и повышать качество сервисов. Именно так функционирует пригородный комплекс в большинстве развитых стран. Кто бывал в Европе и пользовался пригородными поездами, знают, насколько это удобно, надежно и комфортно. В Германии, например, пригородные пассажирские перевозки дотируются государством в размере 7 млрд. евро (это цифра за 2011 год), которые распределяются между федеральными землями в установленных процентных долях. Организация местных и пригородных ж/д перевозок переведена из сферы ответственности правительства страны к федеральным землям еще в середине 1990-х гг. Система прекрасно функционирует, притом что на рынке местных ж/д перевозок кроме основного перевозчика DB Regio присутствуют и другие компании, в том числе иностранные. Все это вполне достижимо и у нас, нужна только политическая воля. Вместо того чтобы доводить дело до народных бунтов из-за отмены электричек, не легче ли откорректировать региональные бюджеты и предусмотреть в них средства для устойчивого и безубыточного осуществления пригородных перевозок?

Раздел: Блоги

Автор: Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД"

 


Назад