8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Кому не нужны электрички?

29 апреля 2013 г.

Опять возвращаюсь к наболевшей теме субсидирования пригородных перевозок. Вопрос стоит ни много ни мало о существовании пригородных ж/д перевозок на уровне целого ряда регионов России. Еще два года назад федеральное правительство дало поручение руководству регионов принять меры по ограничению роста тарифов на пригородные ж/д перевозки и обеспечить полную компенсацию потерь в доходах перевозчиков за счет средств региональных бюджетов. Поручение это выполняется далеко не всеми. Чтобы не быть голословным, приведу официальную статистику.

 

 

Уровень компенсации

субъектами РФ

Количество субъектов РФ

2011

2012

2013

Компенсация не требуется

6

5

6

100% компенсация

16

16

6

> 50% компенсации

13

14

21

< 50% компенсации

34

34

37

Не предусмотрено в бюджете

4

4

3

Итого:

73

 

Как видно из таблицы, по прошлому году полностью компенсировали убытки от социальных перевозок только 16 регионов, еще в пяти субъектах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Астраханская область) субсидии не требовались, т.к. пригородный сегмент там прибыльный. Проблемных регионов (с точки зрения выполнения обязательств перед железнодорожниками) у нас стабильно больше половины. Так 37 из них до сих пор компенсируют менее 50% убытков, а три региона (Курганская, Владимирская и Вологодская области) вообще не предусмотрели такую позицию в своем бюджете! Ни законодательство, ни здравая экономическая логика для них похоже не указ. Что мы имеем сегодня? В текущем году безубыточная деятельность в сфере пригородных перевозок ожидается только в 12 регионах. С учетом решения по снижению тарифа на инфраструктуру операционные убытки перевозчиков в 2013 году составят порядка 17 млрд. руб. В региональных бюджетах на эти цели предусмотрено менее половины – 7,6 млрд. рублей, или 44% от необходимой суммы. Фактический отказ многих регионов от компенсации выпадающих доходов в нынешних условиях ведет к деградации данного транспортного сегмента. При этом местными властями предпринимаются непопулярные меры по сокращению размеров движения и значительному повышению тарифов на перевозки.

Удручающая тенденция по отмене электричек началась еще в прошлом году. В целом по сети РЖД по инициативе региональных властей отменено 215 пригородных поездов. Например, в Курганской и Челябинской областях сокращения ж/д перевозок составили 38%, руководством Амурской области принято решение об отмене 26 поездов (50% объемов перевозок). Следует заметить, что столь значительное урезание ж/д перевозок в этих регионах произошло на фоне увеличения бюджетного финансирования автодорожной инфраструктуры. Так, в Челябинской области расходы на автодор за последние три года выросли в три раза (с 4,9 млрд. руб. в 2010 году до 16 млрд. в 2012-м), в Курганской области в два раза (с 1,4 до 2,8 млрд. руб.), в Амурской – в 1,6 раза (с 2,5 до 4,2 млрд. руб.). У меня лично это вызывает вопросы. То есть деньги на развитие транспортной сети выделяются, но баланс потребности населения по различным видам транспорта игнорируется. Или взять Белгородскую область, где тарифы на пригородные перевозки в 2013 году задрали на 38%! Там билет на электричку вдвое превышает стоимость проезда автобусами на то же расстояние. В результате несбалансированной тарифной политики произошел существенный отток пассажиров с железной дороги на альтернативные виды транспорта со всеми вытекающими последствиями. Видимо, в некоторых регионах решили, что электрички людям не нужны. Не думаю, что жители поймут такую политику местных властей.

http://v-yakunin.livejournal.com/


Назад