8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Предложения ОАО «РЖД» по стабилизации ситуации в сфере пригородных железнодорожных перевозок были разъяснены представителям регионов на РКС в Екатеринбурге (Свердловская магистраль)

18 февраля 2015 г.

Вопросы сохранения и развития пригородного пассажирского комплекса обсуждались на заседании Регионального координационного совета, которое прошло 12 февраля в Екатеринбурге. О предложениях ОАО «РЖД», направленных на обеспечение безубыточности пригородных компаний, рассказал заместитель начальника СвЖД Петр Эсаулов.

Напомним, согласно Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2014 года №857-р, за субъектами РФ закреплены обязанности по организации пригородного сообщения в регионе. Субъект РФ формирует соответствующий государственный заказ на осуществление перевозок с учётом комплексных планов развития транспортной системы региона. Концепция также закрепляет за регионами обязанность осуществлять государственное ценовое регулирование пригородных пассажирских перевозок с условием финансирования ППК за счёт средств регионального бюджета.

Как отмечают эксперты, пригородный железнодорожный транспорт перевозит 40% от общего пригородного пассажиропотока в регионах страны. При этом субъекты РФ закладывают на содержание этого вида транспорта менее 1% от расходов региона на транспорт и дорожное хозяйство в целом.

Выступая перед участниками РКС, заместитель начальника СвЖД Петр Эсаулов отметил, что с органами власти в регионах присутствия СвЖД в вопросах сохранения и развития пригородного сообщения осуществляется достаточно конструктивное взаимодействие. Так, в Свердловской, Тюменской областях и ХМАО в 2015 году пригородная маршрутная сеть не сокращалась. Вместе с тем, в Пермском крае с 16 января были отменены 17 пригородных поездов; также договором на транспортное обслуживание не предусмотрено курсирование 8 поездов летнего назначения.

С 6 февраля 2015 года по заявке ОАО «Пермская пригородная компания» (ППК), с учетом устного согласования правительства Пермского края, размеры движения пригородных поездов были приведены в соответствие с графиком движения на 30 декабря 2014 года. Железнодорожники начали восстанавливать движение «немедленно, не дожидаясь формальных решений», как того потребовал Президент РФ Владимир Путин. В свою очередь, ППК ожидают соответствующих финансовых гарантий по системному решению проблемы и ответных действий от регионов – поскольку такое поручение в адрес правительства также прозвучало из уст Президента.

Напомним, по итогам 2014 года общий объем выпадающих доходов компаний, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки на полигоне СвЖД, составил более 1,74 млрд рублей. При этом регионы возместили лишь 1,44 млрд рублей (уровень покрытия убытков – только 83%). Таким образом, некомпенсированные убытки перевозчиков составили 302 млн рублей. Важнейшей задачей на сегодняшний день является решение вопроса компенсации перевозчикам фактически сложившихся убытков за 2014 год уже в первом квартале текущего года.

При этом стабильным источником формирования региональных бюджетов и финансирования обязательств по пригородным перевозкам являются дополнительные налоговые поступления от поэтапной отмены федеральной налоговой льготы на имущество ОАО «РЖД». Только на полигоне Свердловской железной дороги размер перечисляемого в бюджет налога на имущество компании к 2019 году возрастет до 4,3 млрд рублей (для сравнения, в 2013 году он составлял 823 млн рублей).

Кроме того, в настоящее время рассматривается комплекс мероприятий по поддержке пригородных перевозок. Так, предлагается вновь установить льготную ставку на услуги за использование инфраструктуры железных дорог общего пользования для пригородных компаний с коэффициентом 0,01, в настоящее время он составляет 0,25. Кроме того, предполагается ведение «нулевой» ставки НДС на услуги пригородных пассажирских компаний.

Принятие этих мер снизит нагрузку на бюджеты в регионах присутствия СвЖД ориентировочно на 1 млрд. рублей и позволит выйти пригородному комплексу на безубыточный уровень уже в 2015 году.


Назад