Проблемы пригородного железнодорожного сообщения обсудили на общественных слушаниях в Екатеринбурге (Свердловская магистраль)

В Екатеринбурге Общественная палата Свердловской области провела общественные слушания по вопросу сохранения уровня транспортной доступности в пригородном железнодорожном сообщении.
В мероприятии приняли участие представители государственных и муниципальных органов власти, науки и общественности, Свердловской железной дороги – филиала ОАО "РЖД", пригородных пассажирских компаний. Проведение слушаний связано с необходимостью сохранения существующей (минимально допустимой) маршрутной сети на территории Свердловской области, а также организацией летних пассажирских железнодорожных перевозок.
В 2013 году по территории Свердловской области перевезено порядка 15 млн пассажиров в 257 пригородных поездах. Для сравнения, в 2008 году данный показатель составлял 25 млн пассажиров при маршрутной сети 355 поездов. Снижение перевозки пассажиров связано в первую очередь с постоянным (на протяжении пяти лет) сокращением маршрутной сети. Не стал исключением и 2014 год. С 1 января по решению правительства Свердловской области маршрутная сеть была сокращена до 233 поездов (24 пригородных поезда перестали курсировать совсем), а у 109 составность сократили до 4 вагонов. У ряда поселков оказались нарушены транспортные связи с крупными населенными пунктами, возникли трудности проезда в школы и больницы. Каждая отмена поезда или сокращение составности приводит к социальному напряжению, так как автобусные маршруты не позволяют перевезти всех пассажиров. Как пример, отмена одного пригородного поезда из 6 вагонов вместимостью 720 пассажиров требует ввода дополнительно как минимум 15 автобусов или 30 микроавтобусов. При этом, по данным опроса ВЦИОМ, 85% пассажиров отрицательно относятся к замене пригородных поездов на автобусы.
Заместитель начальника СвЖД Петр Эсаулов напомнил участникам слушаний,
что в марте
Участники слушаний пришли к выводу, что в настоящее время заказчик перевозок (правительство области) производит формирование маршрутной сети исходя из объемов субсидий, предусмотренных бюджетом, а не из принципа сохранения транспортной доступности. Вместе с тем, регионам рекомендовано для финансирования перевозок использовать поступления от налога на имущество, который уплачивает ОАО "РЖД".
На 2014 год в бюджете Свердловской области на транспортное обслуживание населения жд транспортом пригородного сообщения предусмотрена компенсация для ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК) 943,48 млн рублей. Однако, в соответствии с заключением РЭК, объем компенсации выпадающих доходов от организации пригородных перевозок (возникающих вследствие государственного регулирования тарифа) на территории области составляет 856,93 млн рублей, что обеспечит покрытие убытков перевозчика только на 82%. При этом Соглашение о субсидировании с ОАО «СПК» подписано на сумму 767,62 млн рублей (уровень покрытия 73%). Это меньше определенной РЭК суммы по причине существования лимитов расходования бюджетных средств. Предусмотренных сумм недостаточнодаже на организацию пригородного сообщения в запланированных на 2014 год объемах.
Кроме того, остро стоит вопрос организации летних пассажирских железнодорожных перевозок. Утвержденная правительством составность электропоездов не позволяет обеспечить перевозку населения на популярных направлениях, где наполняемость даже в низкий сезон близка к критическому уровню. Как отметил Петр Эсаулов, необходимые для компенсации выпадающих доходов перевозчику суммы в бюджете Свердловской области больше, чем в соседних регионах, потому что и сама маршрутная сеть (количество электричек, частота их курсирования и др.) многократно превышает данные по другим регионам. При этом остальные регионы в границах СвЖД (ХМАО, Тюменская область, Пермский край) обеспечивают перевозчику полную компенсацию выпадающих доходов.
В ходе выступлений было отмечено, что доступный пригородный железнодорожный транспорт решает важные государственные и социальные задачи, обеспечивая мобильность населения, развитие экономики и рынка труда. Его неоспоримые преимущества - массовость, всепогодность, экологичность и безопасность. Электрички не стоят в пробках и не попадают в ДТП, не разрушают автодорожное покрытие, не выделяют в воздух углекислый газ; при соответствующем финансировании позволяют передвигаться с комфортом (современные вагоны, климат-контроль, туалеты, Wi-Fi), обеспечивая высокие скорости и низкие цены.
По мнению общественности и экспертов, субъекты Российской Федерации должны принять все меры по недопущению ухудшения транспортного обслуживания населения и полной компенсации перевозчикам потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки. Также необходимо предусмотреть дополнительные средства в бюджете Свердловской области для увеличения составности пригородных поездов на летний период. Так, при принятии решения по увеличению составности у 59 поездов потребуется дополнительно 37,6 млн рублей.
По итогам общественных слушаний в целях сохранения и развития пригородных железнодорожных перевозок было решено продолжить взаимодействие с Правительством РФ по совершенствованию законодательства. Правительству Свердловской области предложено проводить взвешенную политику в вопросе организации транспортного обслуживания в пригородном железнодорожном сообщении в части определения объема маршрутной сети и уровня тарифов для граждан; инициировать увеличение составности пригородных поездов на летний период на востребованных направлениях, с обеспечением субсидирования дополнительно возникающих у перевозчика выпадающих доходов. И, наконец, принять необходимые меры по полной компенсации выпадающих доходов ОАО «СПК» от регулирования тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на 2014 год и некомпенсированные потери по итогам 2013 года.
* * *
Справочно:
В ОАО «Свердловская пригородная компания» ведется планомерная работа по повышению эффективности и привлечению пассажиров:
•Устанавливается бесплатный Wi-Fi на вокзалах и в поездах;
•Развивается система продаж билетов через терминалы самообслуживания;
•Ведется обеспечение разъездных контролеров – кассиров мобильными кассами нового образца;
•Реализуется программа повышения скоростей пригородного движения. На первом этапе с 3 февраля сокращено время в пути 13 пригородных поездов на направлении Екатеринбург – Нижний Тагил;
•В пригородных залах ожидания устанавливается централизованная система информирования пассажиров;
•Внедряется система автоматического подсчета пассажиров и анализа маршрутов движения пригородных поездов;
•Сокращаются собственные расходы и расходы по инвестиционной программе (217 млн рублей);
•Ведется обновление подвижного состава, создаются комфортные условия проезда. ОАО «СПК» в прошлом году приобрела за свои средства два дизельэлектропоезда ДТ-1 за 350 млн. рублей. Они будут работать на полигоне Екатеринбург – Нижний Тагил – Алапаевск – Егоршино - Екатеринбург. Это приобретение даст экономический эффект – снижение затрат около 20-30 млн рублей в год. Время в движении сократится на 40 минут.
Во всех странах пригородный транспорт поддерживается органами власти. Обеспечить безубыточность ППК исключительно усилиями менеджмента, без государственной поддержки невозможно. В Канаде, например, финансирование капитальных и текущих затрат по городскому транспорту осуществляют только региональные власти. В Норвегии перевозчики не оплачивают инфраструктурную составляющую, в Швеции, Нидерландах, Финляндии, Италии перевозчиками оплачивается не более 10% инфраструктуры. В Германии – 6/7 выпадающих доходов компенсируется государством.