8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



Свердловская железная дорога предлагает увеличить составность пригородных поездов в летнее время

11 апреля 2014 г.

Вопросы обеспечения безубыточности пригородных железнодорожных перевозок и улучшения транспортного обслуживания населения стали предметом обсуждения вчера на совещании у Председателя Правительства Свердловской области Дениса Паслера. В мероприятии принял участие начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов. В ходе встречи было отмечено, что в настоящее время остро стоит вопрос организации летних пассажирских железнодорожных перевозок. Утвержденная правительством Свердловской области составность электропоездов (с 1 января 2014 года - 4 вагона) не позволяет обеспечить перевозку населения по востребованным направлениям, где наполняемость даже без сезонного всплеска близка к критическому уровню.

Напомним, по законодательству, субъектами РФ формируется заказ перевозчикам на организацию транспортного обслуживания населения, а также проводится ценовое регулирование перевозок. Решением Министерства транспорта и связи Свердловской области маршрутная сеть в пригородном железнодорожном сообщении на 2014 год утверждена в размере 233 поезда (на 24 поезда меньше, чем в 2013 году), у 109 поездов составность сокращена до 4 вагонов. Жители региона болезненно восприняли данные сокращения: у части поселков оказались нарушены транспортные связи с крупными населенными пунктами, возникают трудности проезда в школы, поликлиники и больницы. В пригородную компанию (ОАО «СПК») и на СвЖД уже поступило большое количество обращений. Каждая отмена поезда или сокращение составности приводит к социальному напряжению, так как автобусные маршруты не позволяют перевезти всех пассажиров. Как пример, отмена одного пригородного поезда из 6 вагонов вместимостью 720 пассажиров требует ввода дополнительно как минимум 15 автобусов или 30 микроавтобусов. При этом заказчиком перевозок (правительством области) формирование маршрутной сети производится исходя из объемов субсидий, предусмотренных бюджетом, а не из принципа сохранения транспортной доступности. Так, отмены, произведенные в 2014 году, связаны с недостатком субсидий в региональном бюджете.

На 2014 год в областном бюджете на транспортное обслуживание населения жд транспортом пригородного сообщения предусмотрена компенсация для ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК) 943,48 млн рублей. Однако, в соответствии с заключением РЭК, объем компенсации выпадающих доходов от организации пригородных перевозок (возникающих вследствие государственного регулирования тарифа) на территории области составляет 856,93 млн рублей, что обеспечит покрытие убытков перевозчика на 82%. При этом Соглашение о субсидировании с ОАО «СПК» подписано на сумму 767,62 млн рублей (уровень покрытия 73%). Это меньше определенной РЭК суммы по причине существования лимитов расходования бюджетных средств. Вместе с тем, предусмотренных средств недостаточнодаже на организацию пригородного сообщения в запланированных на 2014 год объемах. На совещании были достигнуты договоренности о пересмотре размера лимитов по расходным обязательствам на компенсацию выпадающих доходов (от организации пригородных перевозок) до объема, установленного РЭК Свердловской области (856,93 млн. рублей) и принято решение об увеличении составности пригородных поездов на летний период.

Напомним, 17 марта 2014 г. состоялось рабочее совещание о долгосрочной модели организации пригородного сообщения у председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, где была рассмотрена и одобрена концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по её реализации.

Концепция, разработанная министерством экономического развития РФ, определяет принципы организации, регулирования и финансирования отрасли, модель владения и управления активами пригородного пассажирского комплекса, основные направления совершенствованиянормативной и методологической базы. Одним из ключевых пунктов, согласно принятой концепции, является решение закрепить за субъектами федерации обязанность по организации пригородного сообщения на территории региона посредством размещения государственного заказа на осуществление пригородных пассажирских перевозок, формируемого с учётом положений региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения. Концепция также закрепляет за субъектом Федерации обязанность осуществления государственного ценового регулирования пригородных пассажирских перевозок с условием обеспечения за счёт средств регионального бюджета финансирования деятельности пригородных пассажирских компаний.

В целях создания условий для эффективной реализации субъектами РФ функции заказчика услуг и предсказуемости взаимоотношений заказчика и перевозчика предполагается наделение Минтранса России полномочиями по согласованию региональных стратегий (планов) транспортного обслуживания населения и объёмов заказываемой субъектами Федерации транспортной работы в пригородном железнодорожном сообщении. К сфере ответственности федерального центра концепция относит долгосрочное (до 15 лет) стабильное субсидирование содержания федеральной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для целей организации пригородного пассажирского сообщения в размере 24,4 млрд рублей.Данное решение является стратегическим для дальнейшего сохранения и развития пригородного сообщения в большинстве субъектов Российской Федерации. 


Назад