В. Якунин: Правительство требует взыскать с ППК 30 млрд руб. долга.
4 февраля 2014 г.
Причиной образования долга
ППК, в уставном капитале которых участвует РЖД, В. Якунин называет региональные
власти, которые не покрывают свою часть платежей по субсидированию пригородных
перевозок. "В 2013 г. на компенсацию
убытков своих ППК регионы выдали только около 50%, а где, спрашивается, взять
остальные? Отрицательный баланс покрывает ОАО "РЖД", - пишет глава
железнодорожной монополии. Эта ситуация тормозит закупку
нового пассажирского состава пригородными пассажирскими компаниями, а их
закупку на средства РЖД федеральные власти считают выполнением "чужой
работы", отметил он. "Одновременно на
федеральном уровне нам указывают на то, что мы совершаем ошибку, закупая новый
пригородный подвижной состав, потому что это не наша функция - это должны
делать пригородные пассажирские компании (как совместные предприятия РЖД и субъектов
Федерации). Но эти компании, за исключением Центральной ППК (которая прибыльна
и которая сама начала закупать подвижной состав), этого делать не могут, потому
что у них банально нет на это денег", - указал В. Якунин.
Потому РЖД "вынуждено
формулировать свои предложения регионам, исходя из правовой и экономической
логики", добавил глава компании. В РЖД не раз отмечали, что
пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным
видом деятельности, а их организация находится в пределах полномочий субъектов
РФ, которые обязаны компенсировать убытки пригородных пассажирских компаний,
возникающие в результате тарифного регулирования на территории региона. В конце октября 2013 г. в РЖД сообщали, что
ожидают по итогам текущего года совокупные убытки от пригородных пассажирских
перевозок на сумму более 22 млрд руб. В частности, убытки по субъектам РФ
оцениваются в размере около 9 млрд руб., еще 8 млрд руб. составляют
некомпенсированные потери по инфраструктуре: из 33,1 млрд руб., необходимых на
использование услуг инфраструктуры, государством, как пояснили в РЖД,
субсидируется 25 млрд руб. Кроме того, снизив в 2013 г. ставки на ремонт и
техническое обслуживание поездов, а также на работу машинистов, РЖД не
выставило пригородным пассажирским компаниям за подвижной состав счета на сумму
5,4 млрд руб. С 1 января 2011 г. все пригородные
пассажирские перевозки в России осуществляют пригородные пассажирские компании
(сейчас их 26). Они предоставляют регионам расчеты экономически обоснованного
уровня тарифов, на основе которых субъекты РФ принимают решение о стоимости
проезда и возмещении из регионального бюджета убытков пригородных перевозчиков
при недоиндексации тарифов (тарифы, как правило, устанавливаются ниже
экономически обоснованного уровня). При этом регионы являются
единственными заказчиками перевозок и определяют их объем. Для ППК также
установлен так называемый нулевой тариф за пользование инфраструктурой ОАО
"РЖД", за что госмонополия получает субсидию в размере 25 млрд руб. в
год.
РБК