8 800 775 0000

Единый информационно-
сервисный центр



В Свердловской области из-за недофинансирования со стороны субъекта РФ может начаться процесс оптимизации пригородных поездов

31 октября 2013 г.

Пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности не только в масштабах России, но и мира в целом. По законам Российской Федерации, организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. В обязанности региональных властей входит формировать транспортный заказ и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. Но при этом в их обязательства (ФЗ № 17 (ст. 8), ФЗ № 184 (п.12, ч.II ст. 26.3)) входит 100 % компенсация убытков, которые несет ППК в результате тарифного регулирования на территории того или иного субъекта РФ.

Однако ежегодно суммы, которые закладываются в региональные бюджеты на компенсацию выпадающих доходов, покрывают лишь часть понесенных убытков. Для снижения нагрузки на бюджет некоторыми региональными властями в течение текущего года принимались решения по оптимизации маршрутной сети и снижению составности электропоездов. Так, по инициативе Правительства Свердловской области с 1 сентября 2013 года произведена отмена курсирования 8 поездов, Курганской области отменено 19 пригородных поездов (или около 40% к размерам пригородного движения в 2012 году), в Челябинской области – 40 поездов (или 40%). Убытки ОАО «Свердловская пригородная компания», возникающие в результате организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом на территории Свердловской области, в 2013 году прогнозируются в объеме 1 311,99 млн руб. Сумма субсидирования  ОАО «Свердловская пригородная компания» была определена заключением Региональной энергетической комиссии Свердловской области в размере 1 047,6 млн. рублей.

Договор на транспортное обслуживание с Министерством транспорта области заключен на сумму 957,64 млн рублей., ввиду уставленных лимитов. Вместо ожидаемого решения о подписании дополнительного соглашения на сумму компенсации, обозначенную бюджетом области в размере 1 047,6 млн рублей,  Правительство области 29 октября внесло изменения в Закон о бюджете, в соответствии с которыми общий объем компенсаций на пригородное сообщение был сокращен для ОАО «Свердловская пригородная компания» до 957,64 млн.рублей.

При проведении корректировки бюджета не принимался тот факт, что перевозчик с начала года осуществлял пригородные перевозки в соответствие с региональным заказом, в объеме согласованном и установленном министерством транспорта Свердловской области. Таким образом, непокрытой убыток компании от организации пригородных перевозок на территории Свердловской области по итогам года составит  354,3 млн. рублей. С целью снижения убытков до объемов субсидирования, предусмотренного бюджетом области, ОАО «Свердловская пригородная компания» вынуждена инициировать предложения по значительному сокращению объема маршрутной сети на территории Свердловской области в ноябре-декабре 2013 года.
Принятое решение по снижению компенсации выпадающих доходов ОАО «Свердловская пригородная компания» в 2013 году и позиция представителей правительства о необходимости  оптимизации маршрутной сети и увеличения тарифов существенным образом ухудшит уровень и качество транспортного обслуживания населения области.


Необходимо отметить, что органы власти субъектов РФ сами в первую очередь должны быть заинтересованы в финансировании пригородных железнодорожных перевозок. Организация региональной властью полноценного транспортного обслуживания повышает мобильность населения и обеспечивает социальную стабильность региона, что способствует экономическому развитию субъекта РФ.


Назад