8 800 775 0000

Единый информационно-
сервисный центр



Аристов: Плату за безбилетный проезд в электричках взыщут через суд.

12 января 2015 г.

Смогут ли "зайцы" в электричках спасти пригородное сообщение там, где намечается массовое сокращение рейсов? Будут ли штрафовать пассажиров междугородних автобусов за то, что они не пристегнулись? На каких российских реках есть "неизвестные" дороги, и что Минтранс намерен сделать для их легализации?

Об этом "Российской газете" рассказал статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Сергей Аристов.

Много говорят о долгах регионов за перевозку в электричках, а как заставить "зайцев" платить за поездку?

Сергей Аристов: По некоторым нашим оценкам, в часы пик едва ли не треть тех, кто едет на работу в города-миллионники, безбилетники. Минтранс разработал законопроект о безбилетниках, в том числе и на пригородном железнодорожном транспорте. Проблема "зайцев" в электричках достаточно серьезная и остается нерешенной с 2004 года.

Ранее безбилетный проезд на федеральном железнодорожном транспорте, а электрички также к нему относились, признавался административным правонарушением. Поэтому до создания компании РЖД за безбилетный проезд штрафы брало Министерство путей сообщений (МПС) - как орган исполнительной власти. И контролеры были от МПС. После создания РЖД, железнодорожный транспорт получил статус частной формы собственности, и государство не стало штрафовать пассажиров в пользу частного перевозчика. Правовой вакуум так и остался.

Многие страны прошли аналогичный путь реформы на железной дороге и давно решили вопрос с наказанием безбилетников. Они предоставили перевозчику право наказывать их не в рамках административного законодательства, а в рамках гражданско-правовых отношений. Если ты не платишь за проезд, то тем самым причиняешь вред перевозчику.

Практика продажи в электричках билетов с комиссией учтена в законопроекте?

Сергей Аристов: Мы хотим закрепить в законе практику, что перевозчик имеет право взять с пассажира так называемую плату "за удобство". Ведь билет вы покупаете не в кассе, а сидя в вагоне. Если вы согласились и покупаете билет у контролера по более высокой цене, то продолжаете дальше следовать в поезде. Но есть станции, где нет касс. Войдя на таком перроне, у вас будет право купить билет по базовой цене.

Если пассажир отказывается купить билет в поезде, значит он не желает заключать договор перевозки, и тогда начинают действовать другие нормы закона. Нет договора о перевозке, то есть билета, составляют акт. Если не хотите возместить ущерб перевозчику, то с вас в судебном порядке взыщут и цену билета, и возмещение ущерба, и судебные издержки.

Но кроме пассажиров за проезд не платят и регионы. Как здесь быть?

Пассажирам электричек придется оплачивать полную стоимость проезда

Сергей Аристов: Проблема пригородных железнодорожных перевозок существует. Федеральный закон о железнодорожном транспорте определяет, что если государство регулирует тариф и он ниже себестоимости, то разницу перевозчику регулятор должен компенсировать. Тарифы на грузовые перевозки, стоимость проезда в общих и плацкартных вагонах дальнего следования регулируются на федеральном уровне, компенсации идут из федерального бюджета.

С пригородом другая история. На сегодняшний день работают 26 пригородных компаний. Они созданы по принципу долевого участия субъектов и перевозчиков. И организация пригородного сообщения по закону является обязанностью субъекта. Тарифы на пригородные перевозки устанавливает регион с учетом платежеспособности населения. Если цена билета меньше себестоимости, то разница должна быть компенсирована. Ежегодно заключаются соглашения между пригородными компаниям и субъектами. Как правило, не очень богатые, дотационные субъекты платят. А у кого неплохо с бюджетом - пытаются вывернуться.

Тогда возникает вопрос: за счет чего должна существовать пригородная компания? Гражданский кодекс и устав компании говорит, что деятельность должна быть рентабельной. И субъект должен компенсировать выпадающие доходы. Если этого не происходит, то компания имеет право отказать в перевозке. К сожалению, сокращение маршрутов пригородного сообщения из-за этого и происходит.


Назад