8 800 775 0000

Единый информационно-
сервисный центр



На фоне того, как российские регионы сокращают 300 электричек, а Челябинская область и вовсе отказывается от них, в «сверстанном» Кулаченко бюджете еле-еле хватает на пригородное сообщение

16 мая 2014 г.

Помимо всевозможных социальных и инфраструктурных проблем, грозящих в предстоящем сезоне всем без исключения российским регионам, 2014 год станет в стране рекордным по сокращению пригородных маршрутов – по данным компании, где вице-президентом ныне трудится бывший свердловской губернатор Александр Мишарин, к отмене готовятся более 300 электричек по всей России. Основная проблема в том, что пригородные компании, осуществляющие перевозки пассажиров, и руководство регионов не могут найти общий язык – самая худшая ситуация в Северокавказском регионе как самом дотационном. Относительно других регионов руководство РЖД пока угрозы полной отмены электричек не предвидит, но не исключает определенных рисков для себя. Южный сосед Среднего Урала, скорее всего, вообще может отказаться от содержания электричек – все меньше средств есть для этого и у свердловской казны…

«Если в предыдущие годы, мы, фактически не получая денег от пригородных перевозок, хотя бы оборотные средства могли пускать на зарплаты машинистам, могли как-то временно взять средства или подкредитоваться в банках для того, чтобы выполнить свои социальные обязательства, то в нынешних экономических условиях у РЖД нет средств – отсюда и идет политика приведения маршрутной сети к тому объему, который будет оплачен заказчиками из других регионов», – заявил на прошедшей сегодня пресс-конференции для СМИ Максим Шнейдер, начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД».

Среди прочего, на мероприятии были подведены итоги подготовленного ВЦИОМом исследования об отношении россиян к прекращению функционирования электропоездов в некоторых регионах РФ. Что примечательно, причиной для таких экстренных – тем более в преддверии разгара дачного сезона – шагов стало получение ОАО «РЖД» не от кого-нибудь, а от правительства РФ, разрешения на неоказание услуг в долг в условиях отсутствия гарантий о предоставлении субсидий железным дорогам со стороны субъектов федерации. Это вывело вопрос о способности той или иной региональной казны компенсировать железнодорожникам их затраты – в случае неспособности, регион лишается целого направления в транспортной сфере (иного, увы, быть не может - нельзя забывать, что РЖД в данном случае является монополией)…

Так, на Урале проблема напрямую коснулась Челябинской области. Возникший в конце прошлого года спор между перевозчиком и областными властями о сумме возмещения убытков за пригородные железнодорожные перевозки до сих пор не разрешен: недавно дело передано из челябинского Арбитражного суда в аналогичную структуру в Свердловской области. В областном бюджете на покрытие убытков запланировано 100 млн. рублей, однако руководство пригородной компании потребовало вдвое больше – и получило отказ (денег таких в бюджете преемника Юревича Бориса Дубровского нет). Пессимисты сейчас опасаются остановки всех электричек в регионе по истечении полугодия (кстати, в сентябре 2012 г. челябинцы из-за отмены пригородных поездов были вынуждены даже ложиться на рельсы!).

Что же касается собственно Свердловской области, то «тревожные звонки» относительно местных электричек уже звучали этой весной, когда подчиненные главы свердловского Минтранса Александра Сидоренко (непосредственно решение озвучивал заместитель министра Василий Старков) признали, что в целях «оптимизации» сократили 24 (!) поезда на маловостребованных направлениях, а также на направлениях, где частота движения поездов была чрезмерной.

Этим, однако, дело не ограничилось. С 1 марта 2014 г. выросли цены на проезд в электричках на территории Свердловской области. В соответствии с постановлением правительства Свердловской области от 21.02.2014 №11-ПК предельные тарифы на проезд в пригородном железнодорожном транспорте в среднем повысились на 4,2%. Так, стоимость проезда в пригородном поезде в пределах первой зоны составила 23 рубля (хотя ранее была 22 рубля). Главное, что следует отметить – тенденция к увеличению цен да и вообще на сворачивание услуг СПК может быть продолжена ввиду уязвимости положения самой области в плане выплат компенсации железнодорожникам – виной тут региональная казна, которая не то, что с железными дорогами справиться не может, но и на содержание дорог в собственной столице субсидии находит с трудом. Так, на 2014 год в ведомстве Галины Кулаченко предусмотрели компенсацию убытков пригородной компании в размере 943,48 млн. рублей. Однако согласно заключению Региональной энергетической комиссии объем компенсации составит 856,93 млн. руб., а соглашение о субсидировании с перевозчиком подписано на сумму 767,62 млн. руб., что покроет лишь 73% убытков СПК.

«Предусмотренных сумм недостаточно даже на организацию пригородного сообщения в запланированных на 2014 год объемах», – угрожающим тоном заявляют в СПК.

Последнее означает, что Средний Урал от кризиса пригородного сообщения никто не избавлял, и маршрутная сеть пригородных перевозок будет и дальше стремительно сокращаться в области, у ряда поселков будут и дальше нарушаться транспортные связи с крупными населенными пунктами, будут и дальше возникать трудности проезда в школы и больницы, а значит, будет расти социальное напряжение, что в итоге может привести к непредсказуемым последствиям…

…. Сайт "ВЕДОМОСТИ - Урал" Дмитрий ОЛЬШВАНГ

http://vedomosti-ural.ru/notes/38836


Назад