8 800 775 0000

Центр поддержки
клиентов ОАО "РЖД"



СвЖД провела первый в текущем году региональный координационный совет (РКС) участников транспортного рынка

26 марта 2014 г.

Участники мероприятия пришли к пониманию, что для улучшения качества транспортного обслуживания региональных экономик необходимо при планировании деятельности обеспечивать рациональный баланс интересов, а также их взаимную интеграцию и координацию стратегий развития регионов и холдинга «РЖД».

В работе совета 20 марта приняли участие руководители структурных подразделений и дочерних обществ ОАО «РЖД» на полигоне дороги, региональных органов власти, крупных предприятий (грузоотправителей, потребителей грузов), отраслевых союзов и ассоциаций, а также компаний-операторов подвижного состава.

Решение стратегической задачи ОАО «РЖД» по увеличению объемов перевозки грузов невозможно без развития логистики и привлечения на железную дорогу дополнительной грузовой базы, в том числе в транзитном сообщении. Данная тенденция успешно коррелирует с основными направлениями развития региональных экономик на полигоне СвЖД, отметили участники заседания.

Открывая РКС, начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов подчеркнул, что на фоне общего снижения погрузки на сети, СвЖД на протяжении ряда лет удается сохранять тенденцию роста объемов перевозок. По итогам 2 месяцев 2014 г. погрузка на дороге составила 20,7 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 8,5%. Это наибольший прирост по сети ОАО «РЖД». Рост с начала года сохраняется по удобрениям, нефтепродуктам, цветной руде, грузам в контейнерах.

Темпы увеличения объемных показателей обусловлены активным наращиванием добычи и переработки углеводородов в нефтегазовом комплексе севера Тюменской области, разработкой Верхнекамского месторождения и наращиванием производства калийных и азотных удобрений в Соликамско-Березниковском узле, производством строительных и горно-металлургических грузов в Екатеринбургском и Нижнетагильском регионах. Кроме того, Свердловская область активно развивается в качестве мультимодального инфраструктурного центра, связывающего и распределяющего пассажирские, грузовые, информационные и финансовые потоки между Европой и Азией.

При этом растущая загруженность железнодорожной инфраструктуры и объективный рост транспортной активности промышленных предприятий требует принятия системных и долгосрочных решений, которые позволят повысить эффективность транспортной системы в целом.

Со своей стороны СвЖД реализует долгосрочную программу по усилению железнодорожной инфраструктуры (снятие барьерных ограничений, строительство новых линий). Для увеличения транзитного потенциала ведутся плановые работы по модернизации главных путей Транссиба. Для вывоза растущих объемов углеводородов с севера УрФО реализуется выделенный инвестиционный проект ОАО «РЖД» «Развитие участка Тобольск — Сургут», предусматривающий строительство вторых сплошных путей. Поэтапно решаются задачи повышения пропускной способности, увеличения скоростей движения поездов, подготовки инфраструктуры для пропуска тяжеловесных, длинносоставных поездов, перспективных поездов с повышенной осевой нагрузкой. Активизирована работа по развитию и использованию конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта (безопасность, надежность, экологичность и др.)

Со стороны государства для создания равных конкурентных условий на рынке грузовых перевозок необходимо на законодательном уровне внести существенные изменения в нормативно-правовую базу. В том числе - закрепить условия равнозначной нагрузки по содержанию и развитию инфраструктуры между железными дорогами и автотранспортом, принять закон о введении системы измерения количества выхлопных газов (евро-4, евро-5), обеспечить контроль за соблюдением весовых норм грузовых автомобилей.

Как подчеркнул в своём выступлении начальник СвЖД Алексей Миронов, для дальнейшего совершенствования законодательства в условиях сформировавшегося рынка транспортных услуг необходимо также ввести нормативное регулирование деятельности операторов, в том числе закрепить принципы публичности услуг предоставления вагонов и контейнеров под перевозки. За перевозчиком должно быть закреплено право и проработаны условия перемещения порожних вагонов, простаивающих на железнодорожных путях общего пользования. Кроме того, для принципиального улучшения сложившейся ситуации необходима консолидация под технологическим управлением ОАО «РЖД» с использованием рыночных механизмов не менее 30% парка универсальных полувагонов. Принятие пакета законодательных инициатив, предложенных ОАО «РЖД», позволит оптимизировать перевозочный процесс и адаптировать его под изменившуюся структуру рынка железнодорожных перевозок.

Участники РКС уделили особое внимание необходимости совершенствования рыночных механизмов, регулирующих хозяйственную деятельность на железнодорожном транспорте. В частности, применение механизмов тарифного коридора позволит в рамках договора на 2014 год обеспечить перевозку по железной дороге почти двух миллионов тонн грузов предприятий цветной металлургии, ранее перевозившихся автомобильным транспортом. Эта тенденция соответствует стратегии, реализуемой региональными властями и направленной на сохранение покрытия автомобильных дорог (в том числе за счет организации на автодорогах пунктов весового контроля).

В целях гарантированного вывоза продукции и обеспечения рациональной загрузки инфраструктуры СвЖД, необходимо продолжить работу по заключению с грузовладельцами долгосрочных договоров. На сегодняшний день соответствующими договорными отношениями охвачено 64 предприятия, доля которых в погрузке дороги составляет 60%. В текущем году планируется довести этот показатель до 90%.

Вместе с тем, в связи с имеющимися на сети железных дорог инфраструктурными ограничениями (в частности, в Сургутском регионе, на северо-западном и восточном направлениях сети), для обеспечения надежности доставки грузов рекомендуется предусмотреть месячное планирование перевозок.

В настоящее время нерациональная деятельность операторов по управлению парком, отсутствие ответственности за сверхнормативный простой порожнего подвижного состава, недостаточное развитие путей необщего пользования приводят к нарушению ритмичности обслуживания предприятий на некоторых станциях дороги (в частности,на севере УрФО). Участники РКС пришли к мнению, что выстраиванию рациональной модели перевозочного процесса способствует увеличение доли маршрутных отправок, применение гибкой тарифной политики и развитие перевозки грузов по расписанию.

Анализируя работу текущего года, железнодорожники выразили беспокойство реализацией «зимнего завоза» инертно-строительных материалов на север УрФО. СвЖД по завершению ремонтных и строительных работ в ноябре 2013 года были обеспеченыинфраструктурные возможности для зимней доставки грузов. Однако резервы пропускных способностей грузоотправителями в полной мере не используются.

Так, за декабрь – февраль при имеющейся возможности перевозки 3,6 млн тонн в Сургутский регион завезено только 1,7 млн тонн (что, тем не менее, на 21% больше, чем в аналогичном периоде прошлого сезона). С учетом годовой потребности 6 млн тонн и традиционно массовым предъявлением инертно-строительных грузов в летний период могут возникнуть сложности в организации ритмичной перевозки грузов (так как в летний период пропускная способность инфраструктуры на данном участке снизится из-за строительных, путевых работ и повышения объемов пассажирских перевозок). СвЖД призвала руководителей регионов до окончания «зимнего завоза» (до конца апреля текущего года) воспользоваться резервами пропускных способностей.


Назад