8 800 775 0000

Единый информационно-
сервисный центр



Организация перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в субъектах РФ

26 марта 2014 г.

В связи с появлением в СМИ публикаций, касающихся отмены пригородного железнодорожного сообщения в субъектах Российской Федерации, пресс-служба ОАО «РЖД» разъясняет.17 марта 2014 г. состоялось рабочее совещание о долгосрочной модели организации пригородного сообщения у председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, где была рассмотрена и одобрена концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по её реализации. 

Концепция, разработанная министерством экономического развития РФ, определяет принципы организации, регулирования и финансирования отрасли, модель владения и управления активами пригородного пассажирского комплекса, основные направления совершенствованиянормативной и методологической базы. 

Одним из ключевых пунктов, согласно принятой концепции, является решение закрепить за субъектами Федерации обязанность по организации пригородного сообщения на территории региона посредством размещения государственного заказа на осуществление пригородных пассажирских перевозок, формируемого с учётом положений региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения.

Концепция также закрепляет за субъектом Федерации обязанность осуществления государственного ценового регулирования пригородных пассажирских перевозок с условием обеспечения за счёт средств регионального бюджета финансирования деятельности пригородных пассажирских компаний.

По российскому законодательству формирование маршрутной сети в регионе и транспортного заказа на нее и ранее являлось обязанностью региональных властей. Органы власти субъектов РФ по своему усмотрению и по своему видению создают сконфигурированную сеть на рынке транспортных услуг населению и определяют, где и какой вид транспорта должен осуществлять перевозки, а также выбирают перевозчика.

С целью обеспечить транспортную доступность в своем субъекте, обеспечить социальную мобильность, власти регионов из года в год делают транспортный заказ на осуществление железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, испытывая сложности с оплатой выпадающих доходов ППК. Не секрет, что пригородное железнодорожное сообщение во всем мире решает задачи стимулирования мобильности граждан, а значит и экономического роста, социальной политики, сохранения окружающей среды. А в ряде регионов альтернативы железнодорожному сообщению просто не существует.

В целях создания условий для эффективной реализации субъектами РФ функции заказчика услуг и предсказуемости взаимоотношений заказчика и перевозчика предполагается наделение Минтранса России полномочиями по согласованию региональных стратегий (планов) транспортного обслуживания населения и объёмов заказываемой субъектами Федерации транспортной работы в пригородном железнодорожном сообщении. К сфере ответственности федерального центра концепция относит долгосрочное (до 15 лет) стабильное субсидирование содержания федеральной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для целей организации пригородного пассажирского сообщения в размере 24,4 млрд рублей.

Данное решение является стратегическим для дальнейшего сохранения и развития пригородного сообщения в большинстве субъектов Российской Федерации.

В границах СвЖД в большинстве субъектов РФ власти ответственно относятся к формированию и финансированию транспортного заказа. Однако правительство Свердловской области не обеспечивает должной компенсации выпадающих доходов перевозчика.

Для сравнения, на компенсацию выпадающих доходов перевозчика ОАО «Свердловская пригородная компания» в 2014 году в регионах предусмотрено:

В Свердловской области 767,23 млн рублей, с учетом лимитов расходования бюджетных средств. Это позволит обеспечить покрытие 73% необходимой суммы. (При этом бюджетом области предусмотрено 943,5 млн рублей, а Региональной энергетической комиссией Свердловской области объем компенсации определен 856,93 млн рублей). В 2013 году уровень компенсации по факту выплат субсидий перевозчику составил 73% (убытки 1315,66 млн рублей, компенсировано 957,6 млн рублей).

В Тюменской области 134,87 млн рублей, что при убытках компании в размере 103,1 млн рублей позволит обеспечить 100% компенсацию. В 2013 году уровень компенсации составил 100%, и такой подход со стороны региона позволяет рассматривать варианты совместного развития пригородных перевозок, с реализацией таких проектов, как «Городская электричка в городе Тюмени».

В ХМАО–Югре 116,9 млн рублей (100% от необходимой суммы ). В 2013 году уровень компенсации по факту выплат убытков перевозчику составил 107,2 млн рублей - 89%, при этом региональное правительство планирует выплатить в 1 полугодии оставшуюся задолженность в размере 13,1 млн рублей.

Выпадающие доходы ОАО «Пермская пригородная компания» на территории Пермского края в 2013 году составили 336,46 млн рублей. Правительством Пермского края обеспечено полное покрытие выпадающих доходов.

Необходимые для компенсации выпадающих доходов перевозчику суммы в бюджете Свердловской области больше, чем в соседних регионах, потому что и сама маршрутная сеть (количество электричек, частота их курсирования и др.) многократно превышает данные по другим регионам УрФО и Пермского края. Так, в 2013 году маршрутная сеть Свердловской области составляла 257 поездов, а например в ХМАО – 18 поездов.

За 2013 год по территории Свердловской области перевезено порядка 15 млн пассажиров в 257 поездах, при этом для сравнения в 2008 году данный показатель составлял 25 млн пассажиров при маршрутной сети 355 поездов. Снижение связано в первую очередь с постоянным сокращением маршрутной сети на протяжении пяти лет.

Не стал исключением и 2014 год. По решению правительства Свердловской области с 1 января текущего года отменено 24 пригодных поезда, а также у 109 поездов сокращена составность до 4 вагонов. Жители области болезненно восприняли данные сокращения, у части поселков нарушены транспортные связи с крупными населенными пунктами, возникают трудности проезда в школы, поликлиники и больницы. В пригородную компанию (ОАО «СПК») и на СвЖД уже поступило 63 обращения.

Каждая отмена поезда или сокращение составности приводит к снижению транспортной мобильности граждан, социальному напряжению в обществе, так как взамен отмененных поездов не вводятся дополнительные автобусные маршруты, а существующие не могут перевезти всех пассажиров. Как пример, отмена одного пригородного поезда из 6 вагонов вместимостью 720 пассажиров требует ввода дополнительно как минимум 15 автобусов или 30 микроавтобусов.


Назад