8 800 775 0000

Единый информационно-
сервисный центр



Суд подтвердил право сокращения нефинансируемых пригородных маршрутов.

18 февраля 2014 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа отменил решение Управления ФАС по Челябинской области, запрещавшее ОАО «Свердловская пригородная компания» отменять маршруты пригородных электропоездов. Как отмечают в ОАО «РЖД», сейчас ФАС в лице своих региональных управлений, ссылаясь на то, что пригородные пассажирские перевозки в силу закона являются субъектами естественных монополий, возбуждает дела по фактам отмены поездов против пригородных пассажирских компаний. Дела рассматриваются по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции». Он устанавливает запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, если он необоснованно сокращает производство товара или объём предоставления услуги. В том случае, если на это есть спрос или размещены заказы на его поставки при наличии рентабельного производства.

Со своей стороны, ППК считают, что действия по отмене поездов и сокращения объёмов оказываемых услуг являются следствием отсутствия со стороны региональных властей финансирования на покрытие выпадающих доходов. Поэтому они не нарушают требования антимонопольного законодательства. Компании в установленном порядке подают в суд на решения ФАС.

В январе пригородные пассажирские компании отменили 144 поезда в 26 регионах. Как говорит начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер, ещё свыше 150 электричек планируется отменить в течение ближайших месяцев.

«Мы предупреждали, что объёмы пригородных перевозок будут приведены в соответствие с текущими платежами. Ведь чтобы вывести на работу локомотивную бригаду, ей надо выплатить зарплату», - подчеркнул Максим Шнейдер.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении отнесено к полномочиям региональных властей. Между перевозчиками - пригородными пассажирскими компаниями и уполномоченными органами исполнительной власти регионов ежегодно заключаются либо продлеваются договоры на организацию транспортного обслуживания населения.

По закону «О естественных монополиях», а также в соответствии с постановлением правительства от 10 декабря 2008 года «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» регионы осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий посредством установления тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Однако, как правило, цены, установленные органами тарифного регулирования, значительно ниже себестоимости и не обеспечивают компенсацию понесённых убытков в связи с осуществлением перевозочной деятельности. При этом в законе «О железнодорожном транспорте» прямо указано, что потери при пригородных перевозках возмещаются в полном объёме за счёт средств бюджетов соответствующих уровней.

Сегодня менее трети регионов в полном объёме оплачивают свой заказ. В результате накопленная задолженность пригородных компаний перед ОАО «РЖД» на конец 2013 года превысила 30 млрд руб. Поэтому судами установлено, что сокращение количества поездов обусловлено бездействием субъектов РФ по компенсации потерь перевозчиков, и это не повлекло какого-либо преимущества или выгоды для компаний в предпринимательской деятельности, а направлено на сокращение расходов, снижение размеров убытков ППК. Ущемление же прав граждан и ухудшение транспортного обслуживания являются следствием ненадлежащего исполнения государственными органами своих обязанностей.

Министр транспорта Максим Соколов на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» в декабре прошлого года заметил, что в ряде регионов не хотят что-либо менять в своих отношениях с РЖД и нести за это финансовую ответственность. «Для совершенствования нормативно-правового регулирования Госдумой принят в первом чтении законопроект, который вносит изменения в законы о железнодорожном транспорте и в Устав железнодорожного транспорта, - сказал министр. - Нам предстоит непростая задача - довести его до окончательного принятия Госдумой. Минтранс прекрасно понимает социальную значимость пригородных перевозок и принимает все зависящие от него меры по сохранению их доступности».

"Гудок" http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1035647&archive=2014.02.17


Назад